Илья Муромец и Соловей-разбойник Краткое содержание | Инфошкола — как в былине выражается отношение народа к богатырю

13.08.2020

А тут Соловью ему и славу поют,
Ай славу поют ему век по веку.

Илья Муромец и Соловей-разбойник. Краткое содержание.

Былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» можно отнести к владимиро-суздальскому циклу былин. Она посвящена теме зашиты родной земли от внутренних и внешних врагов.

как в былине выражается отношение народа к богатырю Илья Муромец

Илья Муромец не пошёл во Чернигов воеводою, потому что он не до Чернигова хотел доехать, а до стольного града Киева. Илья Муромец победил Соловья-разбойника благодаря своему бесстрашию и настойчивости. Отношение народа к богатырю в былине выражается с помощью эпитетов и гипербол, используя которые сказитель описывает героя и его поступки: «удаленькой дородный добрый молодец», «славный богатырь святорусский»; Илья Муромец топчет конём «силу великую», выбивает Соловью-разбойнику «право око со косицею», то есть с виском, не соблазняется на посулы дочерей и зятьёв Соловья-разбойника. С героями народных сказок Илью Муромца сближает богатырская сила, с помощью которой он освобождает землю от чёрной силы, берёт в плен Соловья-разбойника и держит ответ перед князем Владимиром.

Илья Муромец доехал до Чернигова, освободил его от врагов и далее поехал на Киев не безопасной окольною дорогой, а опасной «дорогой прямоезжею». Этот поступок говорит о решительности и бесстрашии былинного героя. Когда Илья Муромец подъехал к речке Смородинке, Соловей-разбойник засвистал по-соловьиному, закричал по-змеиному. Конь Ильи Муромца испугался, начал спотыкаться. Богатырь отстегал его «плёточкой шелковой», а затем выстрелил из «лука розрывчатого» в разбойника и «спустил» Соловья «на сыру землю». Илья Муромец срубил Соловью- разбойнику «буйну голову».

Во время боя Илья Муромец проявил бесстрашие и стойкость. Он знал, что он борется с Соловьём-разбойником ради того, чтобы на родной земле люди жили мирно, без страха…

Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике была очень популярна, известно более ста вариантов этой былины. Классическим вариантом былины считается текст, записанный А.Ф. Гильфердингом 8 июля 1871 года в Кижах от сказителя Трофима Григорьевича Рябинина. В этой былине мы видим такую концовку»:

А тут Соловью ему и славу поют,
Ай славу поют ему век по веку.

Слово «слава» в концовке означает не прославление заслуг Соловья-разбойника. Смысл концовки в том, что из века в век люди продолжают рассказывать о Соловье-разбойнике и помнить подвиг Ильи Муромца.

По сюжетам русских былин сняты фильмы «Илья Муромец» (Сценарий М. Кочнева, постановка А. Птушко. Киностудия «Мосфипьм», 1956), «Садко» (Сценарий К. Исаева, постановка А. Птушко. Киностудия «Мосфильм», 1952). Широко известны картины В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», картина И. Репина «Садко», иллюстрации И. Билибина и полотна Н. Рериха.
На былинные мотивы написано много музыкальных произведений, например: Мусоргский: пьеса «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»; Н.А. Римский- Корсаков: опера «Садко».

Источник: http://info-shkola.ru/ilya-muromec-i-solovej-razbojnik-kratkoe-soderzhanie/

Почему в былине народ воспевал подвиги богатырей?

Ответ оставил Гость

В образах героев былин, в их мужественном поведении народ воспевал патриотические подвиги, самоотверженную борьбу за родную землю, беззаветную храбрость и удаль народную, сочувствие угнетённым, ясный ум, стойкий характер, прямоту и неподкупность — лучшие черты русского характера.

Нравственные идеалы русского народа: прославление, мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, чувство собственного достоинства, доброта и честь. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности.

Былины выражают высокие общественные и нравственно этические идеалы русского народа. Богатырь и богатырство обладают силой влекущего жизненного примера. Тесно переплетая события реальной жизни, обогащая их фантастическим вымыслом, былина прославляет необыкновенных людей — богатырей и величественные события русской истории. Богатырь — человек патриот, носитель традиций и чаяний своего народа. Не случайно патриотизм, любовь к Родине, как малой, где ты родился, так и к стране в целом, красной нитью проходит практически через все формы устного народного творчества (былины, сказки, песни, пословицы, поговорки) . Любовь к Родине выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости, уклонения от исполнения гражданского долга. Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством, даже в отношениях с противником. Былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. борются с различными чудищами, врагами — захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины. В каждой былине есть цель, ради которой богатырь совершил подвиг не ради награды. Положительный конец былины, ясный, точный и понятный убеждает в силе богатырей и в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность былин. Героические подвиги легендарных богатырей воспитывают готовность защищать Родину.

Источник: http://napyaterku.com/literatura/pid475939.html

Илья Муромец: «Образ героя-богатыря» в былинах и сказаниях

как в былине выражается отношение народа к богатырюСлавный русский богатырь и герой древнерусских сказаний и былинных историй – Илья Муромец знаменит не только в нашей стране, но и в сопредельных государствах. К слову, в поэмах Германии, относящихся к 13 веку, встречается упоминание о могучем витязе Илье Русском.

Между тем речь идет вовсе не о сказочном персонаже, а о реально жившем в то время человеке, чьи останки находятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Илью Муромца русская православная церковь канонизировала и с тех пор 1 января в календаре – это день его памяти. В наши дни Ракетные войска стратегического назначения РФ почитают богатыря своим небесным покровителем, к нему принято обращаться за поддержкой в трудную минуту.

Характеристика героя

как в былине выражается отношение народа к богатырю

(По происхождению Илья Муромец — крестьянский сын. Отец — Иван Тимофеевич, мать — Евфросинья Яковлевна)

Мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к родине – вот основные черты былинного образа Ильи Муромца. В легендах говорится, что до 33 лет он был прикован к постели в доме своем в селе Чернигове рядом с городом Муромом. И лишь когда пришли к нему три старца и чудесным образом исцелили Илью, смог встать он и обрести свою богатырскую силу. Наказали ему старцы отправиться в Киев для служения князю. С того времени ведет отсчет история славных побед героя над врагами внутренними (разбойниками и лихими людьми) и внешними (печенегами, половцами, хазарами).

как в былине выражается отношение народа к богатырю

(Знаменитая картина «Три богатыря» В.М. Васнецова)

Былины описывают Илью, как человека могучего телосложения и роста (больше 180 см), с русыми кудрями, черными бровями, бородой с проседью. Его облачение – традиционное для того времени: шлем и кольчуга, а из оружия – палица, копье и щит. За высокий воинский дух и боевые качества назначил князь Илью Муромца старшим над всеми богатырями своими.

как в былине выражается отношение народа к богатырю

Самые известные подвиги – это победа над Соловьем-разбойником (объединяющий образ бандитов, промышлявших на дорогах), Идолищем Поганым, Калином-царем и другими врагами земли русской. Много подвигов совершил за свою жизнь богатырь, а как стал стар, удалился в монастырь. Но несмотря на прошедшие века, слава его не утихла, а в образе слились черты всех защитников Отечества, положивших жизнь за людей и их свободу.

Образ героя

как в былине выражается отношение народа к богатырю

(Илья Муромец — доблестный богатырь, защитник народа на Руси)

Народный эпос надел образ Ильи Муромца традиционными чертами богатыря. В каждой былине портрет его приобретает новые черты, только дополняющие общую картину. Так, перед тем, как уйти из дома в Киев, воин кланяется родителям и просит у них христианского благословения.

Даже к своему коню Илья относится как к ратному товарищу. К нему обращена речь его, ему он отдает приказы. Во многих былинах цель богатыря озвучена весьма точно: защищать Русь святую и веру православную. Он готов помочь обиженному и несправедливо угнетенному. Когда Илья Муромец освобождает от захватчиков город Чернигов, его жители приглашают освободителя занять место воеводы. Однако, богатырь не согласен, ведь его цель совсем в другом, а служит родине он бескорыстно.

как в былине выражается отношение народа к богатырю

(Все почитали Илью и приходили к нему за любой помощью)

Примечательно, что семьи в обычном понимании – жены, возлюбленной у героя нет. И это не случайно. Вся сила могучего воина направлена на защиту Руси, которой он поистине необходим весь без остатка. Смысл его жизни дать возможность обычным людям просто жить, строить свои дома, заводить семьи и не бояться набегов врагов.

Несмотря на бессчетное количество побед, Илья не был хвастливым. Былинные сказители особо подчеркивают, что он никогда не гордился победами и не демонстрировал их напоказ. Часто говорится, что побежденного врага, если на то не было приказа (как в случае с Соловьем-разбойником), то и отпускал на все четыре стороны. Это особое отношение к поверженному врагу прослеживается и в образах других былинных героев, а позднее стало традиционным для русского воина-защитника.

Источник: http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%86.html

В чем особенности речи Ильи Муромца в былинах?

Былины – это удивительная часть фольклора. Сказания о богатырях, о Руси-матушке, о настоящей дружбе и чести порой оказываются гораздо интереснее запутанных легенд и мифов Западной Европы. И все знают имена защитников земли русской: Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец – именно они вспоминаются первыми, когда речь заходит о богатырях. У каждого из троицы свои функции, но вместе они непобедимы, как непобедима и Русь под защитой своих витязей.

как в былине выражается отношение народа к богатырю

Раскрыть образ персонажей полнее позволяют не только их действия, но и слова. И зачастую именно отдельные фразы дают возможность понять героя гораздо лучше. В чём особенности речи Ильи Муромца, старшего из богатырей? Как его характеризуют слова, им же произнесённые? Попробуем узнать.

Биография

Для начала нужно разобраться в том, кто же такой Илья Муромец. Как говорится в былинах, он был частично парализован, тридцать лет пролежал на печи, а потом был исцелён проходящими через его родное село Карачарово старцами-каликами. Они же наделили мужчину богатырской силой, рассказали, как правильно вырастить коня, который выдержит любые испытания, и заверили Илью, что смерть в бою ему не грозит.

По совету родителей новоиспечённый витязь отправился в Киев, где стал во главе всех богатырей русских. С тех самых пор Илья Муромец стоял на страже границ Руси и верно служил князю Владимиру, несмотря на все козни последнего.

как в былине выражается отношение народа к богатырю

Любопытен тот факт, что многие исследователи считают былинного богатыря воплощением святого Ильи Печерского, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. Во всех легендах он является авторитетом не только среди богатырей, он позволяет себе возражать даже князю (здесь делается акцент на то, что не послушаться Владимира Илья может только из-за противоречия приказа его христианским принципам). Постоянное противостояние богатыря и князя – вот в чём особенности речи Ильи Муромца выделяются особенно ярко. Ни один человек на всей Руси не мог сказать слово против воли Владимира, но старший из витязей не только оспаривает приказы, но и позволяет себе оскорблять Крестителя Руси: в былине об Илье Муромце и Калине-царе он говорит о том, что «для собаки-то, князя Владимира, да не вышел бы я вон из погреба!» В качестве другой особенности речи Ильи Муромца можно отметить постоянное поучение других, но не агрессивное, а, скорее, дружественное: богатырь искренне хочет помочь окружающим. Бесспорно, Илью Муромца можно назвать самым миролюбивым, но вместе с тем и непримиримым защитником земли русской.

Исцеление

В первой части сказаний об Илье Муромце будущий богатырь предстаёт перед читателем больным человеком, который за тридцать лет не смог сделать ни единого шага. Исцеляют его от недуга проходящие старцы-паломники, передающие главному герою силу огромную и дающие напутствия касательно службы князю.

В чём особенности речи Ильи Муромца в этой былине? Он использует повторы для того, чтобы лучше передать свои мысли («сиднем сижу»), а ещё уменьшительно-ласкательные суффиксы («силушка великая») – это особенность всех положительных героев былин. И даже несмотря на то, что по социальному положению он выше старцев, обращается с ними уважительно и горячо благодарит их за исцеление.

Даже по паре реплик, произнесённых богатырём в этом сказании, можно понять, что речь Ильи Муромца в былинах чрезвычайно учтива, он относится с почтением к тем, кто слабее него, и умеет быть благодарным.

Соловей-Разбойник

Второе известнейшее сказание повествует о сражении Ильи с Соловьём-Разбойником. Начинается былина с уже отмеченной особенности речи Ильи Муромца – учтивости (его диалог с мужиками из Чернигова). Но потом, при ещё косвенной встрече с Соловьём, когда конь, услышав свист злодея, остановился и отказался идти раньше, богатырь использует и брань («травяной мешок», «волчья сыть»), и приказной тон. Ещё можно отметить большое количество повторов (например, при описании своего пути до Киева, богатырь несколько раз произносит предлог «мимо», перечисляя все известные места, через которые ему довелось проехать).

как в былине выражается отношение народа к богатырю

Калин-царь

В самом начале былины о сражении с Калин-царём слова богатыря резко расходятся с его первоначальным образом. Речь Ильи Муромца, когда он желает получить в кабаке еды и воды бесплатно, отнюдь не похожа на просьбу, даже с объяснением она больше похожа на приказ. Правда в монологе витязя перед богатырями снова появляется отсылка к его христианскому прототипу: Илья настаивает на том, что они должны защитить не столько князя Владимира от угрозы, сколько постоять за храмы и за веру. Кроме того, в этом сказании он выступает настоящим миротворцем, запрещая своим соратникам убивать захваченного врага. Из дополнительных особенностей можно отметить обилие предлогов и уменьшительно-ласкательные суффиксы (при встрече с другими витязями он подчёркивает так своё доброе отношение).

как в былине выражается отношение народа к богатырю

Заключение

Итак, в чём особенности речи Ильи Муромца? Он использует большое количество повторов и уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи, правда, это характерно для всех былинных героев. Вместе с тем его слова наполнены мудростью и миролюбием. Этот богатырь – один из ярчайших образов русской литературы.

Источник: http://fb.ru/article/179069/v-chem-osobennosti-rechi-ili-muromtsa-v-byilinah

Образ героя в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Средняя оценка: 4.0

как в былине выражается отношение народа к богатырю

Былины — неотъемлемая часть русского фольклора. Богатырь Илья Муромец — один из самых любимых героев русских былин. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывает нам о том, кто такой Илья Муромец, откуда он родом и как стал могучим богатырем.

Илья Муромец — это реальный, а не выдуманный, человек, что отличает былину от сказки. По преданию, родился он в небольшом селе Карачарове, под городом Муромом. Илья был единственным сыном у немолодых родителей — простых крестьян. Он тридцать три года просидел не выходя из дому, не в силах подняться с места. Сидел бы он сиднем и дальше, но судьба приготовила для Ильи другой путь. Проходили через село Карачарово старцы, калики перехожие, благодаря которым и стал Илья защитником Руси. Напившись заговоренной воды и сделав первый шаг, Илья, можно сказать совершил первый свой подвиг — победив самого себя, свои страхи и сомнения.

На пути к «стольному Киеву-граду», ко дворцу Владимира Красна Солнышка, Илья в одиночку побеждает целое войско, осадившее Чернигов. Вопреки уговорам жителей города стать черниговским воеводой, Илья решает продолжить свой путь в Киев. Он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Оказав помощь черниговцам, Илья продолжает свой путь, следуя своему предназначению: сражаться со злом.

Любой герой не был бы таковым, если б ему не пришлось на своем пути совершать героические поступки, наказывая разных злодеев. Первый из них, с которым пришлось вступить в поединок Илье Муромцу — Соловей-Разбойник. Если образ Ильи олицетворяет добрую силу, то Соловей-Разбойник — концентрация силы злой. В отличие от героя-богатыря, образ Соловья — полностью вымышленный, сказочный. Он вобрал в себя заботы русского народа, которому в конце X — начале XI веков, приходилось противостоять набегам степных кочевников. «Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крику звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревы цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат!» — в этих словах словно слышется дыхание степного ветра-суховея, несущего смерть и разруху.

Победив Соловья-Разбойника, Илья привозит плененного злодея в Киев. Мне очень нравится эпизод, когда по настоянию князя Владимира, Илья приказывает Соловью-Разбойнику «свиснуть в пол-свиста» и все бояре, да и сам князь начинают прятаться со страху. По-моему, в этом эпизоде русские люди, передававшие былину из уст в уста, отразили свое отношение к власти и мнение о том, что никакой правитель не сможет защитить свое государство без поддержки народа.

Илья Муромец совершает свои подвиги не ради княжеской награды, а ради Руси-матушки. В служении русскому народу он находит свое призвание. Потому-то, очутившись на перекрестке трех дорог, он едет в ту сторону, которая пророчит погибель. Но могучему богатырю «смерть в бою не писана». «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!» Этими словами заканчивается один из пересказов былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. Но на самом деле, это не конец, а только начало ратного пути легендарного богатыря, удел которого — вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях.

См. также: Фрагменты из фильма А.Птушко «Илья Муромец» (1956 г.)

Вместе с сочинением «Образ героя в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник»» часто ищут

Популярность темы: 63425 | Оценка: 4.0 | Закладки:

Источник: http://u4ulit.ru/publ/obraz_geroja_v_byline_ilja_muromec_i_solovej_razbojnik/20-1-0-108

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *