У меня вредный начальник

24.02.2019

Многим из нас приходилось раньше или приходится сейчас работать под началом руководителя с тяжелым характером. Но не обязательно с этим смиряться! В наших силах повлиять на его поведение.

 
 

У меня вредный начальник

Менеджер, начальник отдела, директор предприятия… С «закидонами», перепадами настроения, дурными манерами и привычкой унижать подчиненных… Такие руководители не слишком большая редкость, и мы, вынужденные работать под их началом, испытываем сильнейший стресс. Но можно научиться с ними справляться!

Неудачные стратегии 

Знакомая картина: начальник доводит нас до белого каления, мы (про себя) возмущаемся или жалуемся, но… терпим. Почему? Потому что боимся потерять работу, ведь новую найти очень трудно; потому что у нас сложное семейное положение (долги, ипотека…) и нам необходима эта зарплата; потому что нам нравится сама работа; потому что не чувствуем в себе достаточно уверенности начать жизнь с чистого листа; потому что считаем себя незначительной персоной и боимся начальника — объяснений может быть много. К чему приводит «страусиная» стратегия?

Начальник, с которым тяжело, гасит наш энтузиазм, в результате страдают самооценка и мотивированность. «В долгосрочной перспективе стратегия «терпеть и не возникать» не сработает, — считает психолог-коуч Надежда Дьяконова. — Мы находимся в постоянном стрессе и хотя можем сколько угодно убеждать себя, что все не так ужасно, а лишь «не очень хорошо», но насколько в это будет верить наше тело, зажатое и страдающее, — большой вопрос. Внутренний конфликт даром не проходит. Чаще всего такое «высиживание» нас разрушает».

Как проблемный ребенок — симптом неблагополучия семейной системы, так и токсичный босс — симптом неблагополучия в компании

Столь же неэффективна и стратегия «борца», уверена бизнес-коуч Юлия Бурлакова: «Не стоит устраивать бунт с непросчитанными последствиями или спасать всю команду от такого начальника — ресурсы у каждого из нас ограничены, и есть смысл пользоваться ими рачительно».

Другой распространенный вариант поведения сотрудников — заискивать, стараться угодить, льстить начальнику, надеясь добиться его благосклонности. «Кто-то смотрит на такое поведение как на игру, для него это органичный способ встраиваться в жизнь, — размышляет Надежда Дьяконова. — А кто-то поступает так на автомате, потому что на любую фигуру власти смотрит снизу вверх. Но если человек, который льстит и угождает, сам себя стыдится и страдает из-за своей неискренности, то и такой вариант будет для него разрушительным».

Многие разведут руками: а что еще можно поделать? «Прежде всего, надо признать: вы не заслуживаете такого обращения, это — не норма! — призывает Юлия Бурлакова. — Если руководитель невыносим и с ним невозможно договориться, ищите другую работу, незачем тратить свою жизнь на такие переживания. Если ситуация не столь критична, можно попробовать ее изменить. Как проблемный ребенок — симптом неблагополучия семейной системы, так и токсичный босс — симптом неблагополучия в компании. Вы можете быть или частью решения проблемы, или частью закрепления симптома. Выбор за вами».

Если вы выбираете стать частью решения проблемы, у вас есть для этого три поля работы.

1. Работа с собой

Это самое эффективное, потому что мы у себя — единственные, кого мы можем развивать и менять. «Первое, что здесь можно сделать, — понять, что именно в отношениях с начальником вызывает самые сильные отрицательные эмоции, — объясняет Надежда Дьяконова. — То, что он вас не ценит? Грубит? Контролирует каждый шаг? Список может быть длинным, и надо выделить в нем то, с чем вы можете мириться, и то, что считаете недопустимым в отношении себя». Это и есть то главное, что мы можем попробовать изменить. Но не нужно рассчитывать, что все получится в один миг.

«Предстоит учиться отстаивать личные границы и оттачивать навыки коммуникации. Влиятельность — это компетенция. Ее можно осваивать. Найдите книги, статьи об эмоциональном интеллекте, о техниках коммуникации, штудируйте их и применяйте эти знания на практике», — советует Юлия Бурлакова.

Один из способов почувствовать себя увереннее — работа с телом. «Наше самоощущение всегда находит телесное выражение, — рассказывает Надежда Дьяконова. — Если мы чувствуем себя жертвой, то невольно стремимся занять меньше места в пространстве, сжимаемся, сутулимся, втягиваем голову в плечи. Простое упражнение, которое полезно практиковать: встать, расставив ноги, широко раскинув руки, держа шею прямо, и поймать свои ощущения: а вот сейчас меня стало больше! Заметьте, какие мысли приходят в такой позе, насколько они отличаются от пессимистичных мыслей жертвы, сжавшейся в комочек».

У меня вредный начальник

2. Работа с начальником

Очень часто, отмечает Юлия Бурлакова, никто просто не решается сказать вредному начальнику, что он неправ. Почему бы вам не стать первым? «Иногда назвать вещи своими именами — это действие большой силы», — добавляет коуч.

Как говорить с руководителем, чтобы он вас услышал и скорректировал свое поведение? Во-первых, рассказывает Надежда Дьяконова, нужно правильно выбрать момент. Бессмысленно вести разговор в режиме препирательства, когда вы с ним в конфликте и на пике отрицательных эмоций. Столь же неудачный вариант — обвинять его.

Даже если вы будете говорить «правильные» слова, но дрожащим голосом, стоя в позе просителя, толку не будет

«Главное правило такого объяснения — использовать «Я-высказывание». Не «Ты плохой», а «Я чувствую себя очень плохо, когда ты на меня кричишь, после этого у меня опускаются руки, я полдня не могу ничего делать. Давай ты попробуешь быть более конструктивным в разговоре со мной». Тогда это не звучит как «наезд» на него, вы же говорите о себе и своих чувствах. Вы не просите его стать другим человеком, а предлагаете ему изменить какие-то конкретные моменты в его поведении».

Здесь-то и могут пригодиться все те навыки, которые вы отрабатывали наедине с собой. Без этой предварительной работы вас вряд ли ждет успех, предупреждает Надежда Дьяконова. «Даже если вы будете говорить «правильные» слова, но дрожащим голосом, не решаясь прямо смотреть ему в глаза, стоя в позе просителя, толку не будет. Поэтому предварительно сделайте телесную настройку. Тут необходимо глубокое, ровное дыхание, ощущение собственной устойчивости, уверенность».

3. Работа с командой

Обратная связь от коллектива может оказаться очень эффективной, особенно если личные обстоятельства не позволяют вам рисковать, разговаривая с начальником один на один. «Это действительно работает, — уверена Юлия Бурлакова. — Руководитель, как и все мы, — существо социальное, и когда на него давит социум, призывая не быть таким вредным, он чаще всего меняет поведение».

Но для этого, понятно, нужно договориться и объединиться с коллегами. Проблема в том, напоминает Юлия Бурлакова, что не везде это возможно, тем более что вредные начальники зачастую действуют по-макиавеллиевски, стараясь разъединить сотрудников, чтобы у них не возникло чувство общности. Но, может быть, вам удастся компромиссный вариант — в разговоре с руководителем ссылаться на похожие мнения других коллег: «Ссылка на большинство во многих случаях очень хорошо работает».

Управлять людьми трудно! 

Мы сердимся на вредного начальника. А как выглядит картина с его стороны? Рассказывает коуч Надежда Дьяконова.

«Руководителями часто назначают тех, кто показал высокие индивидуальные результаты. Но качества, за которые их продвигают (например, стремление многое взять на себя или фокус на деталях), не помогают, а иногда и мешают.

Успех управленца зависит от способности разбираться в людях и вдохновлять их, а не от умения качественно сделать работу самостоятельно.

Стремясь выполнить поставленные задачи, такие руководители могут контролировать, приказывать, но этот подход только демотивирует сотрудников. В результате руководитель чувствует себя беспомощным и… продолжает контролировать еще больше. На тренингах по развитию лидерства руководители «выдыхают» с облегчением, когда понимают, что похожие проблемы есть у других и что управление — это объективно сложное искусство, которому нужно учиться».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *