Что делать, если ребенок пишет медленно и с ошибками
19.02.2020Современный школьник отличается от своего сверстника 15-20 лет назад: дети XXI века легко осваивают гаджеты, а вот навыки написания букв и простые орфографические правила даются им с трудом. Такие трудности важно распознать как можно раньше. Как это сделать, рассказывает логопед Елена Вавинова.
Освоение нового навыка, в том числе письма, — процесс небыстрый. Как понять, что школьник столкнулся с проблемами на этом пути, а не просто учится «в своем темпе»?
Первое: ребенок пишет очень медленно, не успевает выполнять задания в классе, а нажим, высота и наклон букв постоянно меняются.
Второе: школьник путает и меняет в словах буквы, обозначающие звуки «б» и «п», «д» и «т», «к» и «г», «с» и «з», «ф» и «в», а также «л», «н» и «д», заменяет рукописные буквы печатными, пишет буквы в слове отдельно, «зеркалит» «е», «з» и «э», путает «ш» и «щ», «у» и «и», не соблюдает поля.
Третье: ребенок пишет так, как слышит (фонематическое письмо), делает «глупые» ошибки (пропускает гласные в ударных позициях, не соблюдает прописную букву, даже зная правило).
Чтобы помочь школьнику, родители могут дома в игровой форме организовать занятия, формирующие базовые навыки письма.
Игра «Алфавит»
Цель: закрепление образа буквы.
Инструкция: расположи буквы в клетках квадрата так, чтобы они не повторялись в строках и столбцах.
Игра «Найди букву»
Цель: закрепление образа буквы, развитие зрительного внимания и памяти.
Инструкция: подчеркни все буквы «щ», зачеркни все буквы «ш».
щ ш у ж и ш м б ю щ щ ж ш г щ щ ж и ш ы п т ш ш ш ы ц ц щ щ ц ш щ
о и щ х ш ж ш о щ ц ж ш й щ ш д щ щ ы б щ г о ш ш л к ш ж щ щ ц
у щ л ш л в щ у ж ю ш э ц з щ ш ш ы ф ш е н к ы ц ш щ ы щ ф о п ш щ х
ш ж х ч щ н с щ ь щ ш а э ш м ц я щ б с ш з д ж ш ш е щ т и ш к щ щ ц
Игра «Найди слова»
Цель: закрепление образа слова, расширение и уточнение словарного запаса. Игра способствует непроизвольному запоминанию того, как слова пишутся.
Инструкция: догадайся, какие слова здесь спрятались. Выдели их. Назови непонятные слова.
МОЛОКОНАДПИСЬМОУЖИННАСАДОГПАИМТИПМЫШЬТРПАВБУ
ИМАПРЖИРАФСЧЫВКМАШИНАКУЫВАМКУВШИНЬТРАМАЛИНП
ПРОЕНКАРТОФЕЛЬМАВЫКАССАМАПРСЫНЬОРПКЛАССИМАПЬО
КАРАНДАШСВЫЧЯГРУШАБТИМАПЧАСЬПАКСАКЖИЛТМАКВЫА
Игра «Собери предложение»
Цель: закрепление образа слова и предложения, а также написания орфограмм*.
Инструкция: слова в предложении рассыпались и перепутались. Расставь их по порядку. Найди орфограммы.
на, сидит, ветке, ворона («на ветке сидит ворона»)
в, мыши, норе, живут
Маша, школу, в, бежит
карандаши, со, упали, стола
собака, лает, кошку, на
В ходе выполнения таких упражнений у детей развиваются произвольное внимание и контроль, мелкая моторика рук, формируются навыки чтения, что положительно отражается на механизмах речи и на поведении в целом.
Об эксперте
Елена Вавинова — учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра.
- Кот, который вернул мне мое «Я»
- Я всегда веду себя как клоун
- Списки дел: зачем мы их составляем?
- Как реагировать на негативные комментарии о вашем теле
- Почему нас пугает безумие
- Стать вегетарианцем в зрелом возрасте: плюсы и минусы
- 6 самых распространенных страхов
- Поцелуй для здоровья: три факта ко Дню влюбленных
- Три имени наших чувств
- Какова «визитная карточка» ваших отношений?
Добавить комментарий