Душа нараспашку: зачем люди участвуют в реалити-шоу

12.09.2019

Представьте, что вы попали на «Голодные игры». Вам приходится выживать в диких условиях под пристальным взглядом миллионов безликих зрителей и судей. Не самый вдохновляющий сценарий? Так кажется не всем. Многие, напротив, пытаются попасть на экран, оказаться в центре всеобщего внимания и для достижения этой цели принимают участие в реалити-шоу, вынося на публику самое сокровенное — частную жизнь. Что движет теми, кто решается на подобное душевное «обнажение»?

 

Душа нараспашку: зачем люди участвуют в реалити-шоу

Как возникли реалити-шоу и почему стали так популярны 

Первые реалити-шоу начали транслировать в США. В 1948 году на американском телевидении появилась передача «Скрытая камера». Ее главной задачей было показать реакцию обычных людей на неожиданные события, изначально тщательно продуманные сценаристом. Шоу пользовалось необыкновенным успехом, и эстафету реалити сначала подхватила Великобритания, а затем и весь мир.

Почему же этот формат стал таким востребованным? Психологи считают, что частично виновато подсознательное стремление человека к вуайеризму, подглядыванию за чужой жизнью. Но дело не только в этом. Реалити-шоу — это своеобразный побег от реальности, который помогает людям поверить в счастливый конец, несмотря на серьезность транслируемых ситуаций.

Для большей эффектности в реалити зачастую демонстрируют резкие смены настроения героев, нагнетание обстановки и в целом жизнь «на острие». Зрители чувствительны к таким перепадам эмоций, и подобные «американские горки» быстро приводят к зависимости.

Участники реалити-шоу: их мотивация  

Со скрытым вуайеристом в каждом из нас все понятно. А как насчет тех людей, которые сами хотят, чтобы за ними наблюдали? Иными словами, какая мотивация у участников реалити-шоу?

Психолог Марина Руфанова выделяет несколько причин, побуждающих человека решиться на «душевный эксгибиционизм». И если некоторые из них очевидны и лежат на поверхности, то другие могут удивить.

  1. Многие участники реалити-шоу отваживаются на этот шаг в первую очередь ради финансовой выгоды. Победителям подобных программ (если она в какой-то момент заканчивается, а не длится бесконечно) вручают призы, а кроме того, организаторы оплачивают проживание, питание, трансфер и другие расходы.
  2. Не менее распространенная причина — желание славы и внимания. Люди пытаются удовлетворить свое тщеславие максимально быстрым способом — поучаствовав в телевизионной передаче, которую ежедневно смотрят тысячи человек. И даже если участник реалити не становится победителем, он как минимум успевает «засветиться». Психологи сравнивают это с эксгибиционизмом: герои шоу готовы оголять свои эмоции и переживания, а порой даже перебарщивают с этим, лишь бы запомниться публике, оставить «след в истории».
  3. Но не все причины столь приземленны. Еще один мотиватор — желание почувствовать себя частью чего-то большего. В современном мире наша потребность в принадлежности удовлетворяется слабо, поскольку большинство ведет закрытую жизнь. Принимая участие в реалити-шоу, герои обретают своего рода общину, группу, принадлежность к которой остро ощущают.
  4. Часто в поведении участников шоу можно отследить и философские мотивы. Еще тридцать лет назад Жан Бодрийяр писал, что быть подключенным к образу себя на экране, к своей витальности становится куда важнее для человека, чем ей обладать. Иными словами, «я на экране — следовательно, я существую». Созерцание себя дает людям почувствовать себя живыми и в современных реалиях считается «доказательством жизни».

Герой может прийти на шоу ради финансовой составляющей, а уходить, получив нечто иное, порой даже более ценное

Таковы основные психологические мотивы, которые движут участниками практически всех реалити-шоу. Однако в зависимости от особенностей конкретного проекта к основным причинам могут добавляться специфические.

Взять, к примеру, семейные проекты, где герои с помощью психолога работают над отношениями между родителями и детьми, учатся разрешать конфликты и находить общий язык. В этих шоу на первый план выходят другие мотивы и стремления:

Примечательно, что мотивация участников и их ожидания от проекта, будь то получение приза или славы, могут меняться с течением времени. Герой может прийти на шоу ради финансовой составляющей, а уходить, получив нечто иное, порой даже более ценное — новых друзей, новый опыт, новое понимание себя, своих сильных и слабых сторон и жизненных приоритетов.

Душа нараспашку: зачем люди участвуют в реалити-шоу

Об эксперте

Марина Руфанова — гештальт-терапевт, психолог, следившая за проектом «Территория семьи» — новым реалити-шоу, в котором герои учатся справляться с трудностями в детско-родительских отношениях и искать взаимопонимание. Первые выпуски шоу можно смотреть уже с 11 сентября.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *