Каковы связи и отношения общества как системы со средой, обществознание — каковы связи и отношения общества как системы со средой

05.07.2020

грамадстве нашмат вальней чалавека з значна лепшым матэрыяльным становішчам у грамадстве іншага тыпу»

каковы связи и отношения общества как системы со средой?

каковы связи и отношения общества как системы со средой

Любая система , будь то техническая (aгpeгaт с aвтоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная ( общество ), находится в определенной среде , с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды , события в мировом сообществе, на международной арене являются cвoeгo рода « сигналами », на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде , либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом.

👏🏿👏🏿👏🏿и снова браво, как хорошо мы цитируем учебник)

Другие вопросы из категории

грамадстве нашмат вальней чалавека з значна лепшым матэрыяльным становішчам у грамадстве іншага тыпу»

Читайте также

2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на при мере института образования. Используйте мaтeриал и рекоменДации практических выводов данного параграфа.
3. В коллективной работе российских социологов говорится: «. общество существует и функционирует в многообразных формах. Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями — леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями — леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

слова? 2) В чем состоит различие между понятиями «социум» и «общество»? 3) Каковы основные уровни рассмотрения общества? 4) Как менялись представления людей о взаимосвязи общества и природы? Чем были вызваны эти изменения? 5) Покажите многозначность понятия «культура». 6) Какова роль культуры в жизни общества? 7) Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную. 8) Какие отношения философы считают общественными? 9) Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы

позволяет утверждать, что общество является системой? 2) Каковы важнейшие
компоненты общества как системы? 3) Что такое общественный институт?
Назовите основные институты общества. 4) Назовите и охарактеризуйте
основные сферы жизни общества. 5) Как связаны общественные отношения,
институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.
6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни
общества. 7) Какие черты развития общества выделяют сторонники
эволюционного подхода? 8) В какой форме выражается скачкообразность
общественного развития? 9) Как и почему менялись оценки роли революций в
развитии общества? 10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время
темпов общественного развития?

какое отношение людей друг к другу?
какая система ценностей и жизненных смыслов?

Источник: http://obsestvoznanie.neznaka.ru/answer/1311849_kakovy-svazi-i-otnosenia-obsestva-kak-sistemy-so-sredoj/

Каковы связи и отношения общества как системы со средой

Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.
Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество — это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система — это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.
Итак, мы выделим некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества:

1. целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);

2. устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

3. динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение);

4. открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды);

5. саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей);

6. пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы — экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.
В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.
По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта: а) изучение «общества вообще», т.е. выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при её ведущей роли); б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации; в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.
Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определённой социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.

Источник: http://studopedia.ru/3_16308_obshchestvo-kak-sistema-svyazey-i-otnosheniy.html

Каковы связи и отношения общества как системы со средой

Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой — целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей — материальных, социальных, духовных — выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

Одним словом, общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно стремится к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно ее определять или отрицать ее наличие. Но самое поведение общества, его конкретные действия говорят гораздо больше о наличии такой цели, чем слова и теории. Читатель, видимо, уже догадался, что речь идет о кибернетико-информационном аспекте рассмотрения общества как целостной самоуправляющейся системы.

Субъект управления на основе имеющейся у него информации о состоянии окружающей среды и самого общества формулирует команды объекту управления о дальнейших его действиях по взаимодействию с окружающей средой. Сигналы, идущие от управляющей подсистемы, называются прямой связью. В управленческой цепочке существует также и обратная связь — информация о полученных результатах и степени их соответствия поставленным целям, которая поступает от исполнителя к субъекту управления. От того, насколько верной окажется корректировка им целей и практических действий, будет зависеть в конечном счете судьба общества как системы.

С таких предельно абстрактных позиций можно еще многое сказать об обществе. Существует и большая литература на эту тему. Однако важно четко представлять, каким образом системный подход способствует углублению философского взгляда на общество.

Прежде всего системный подход требует, чтобы были выявлены действительно всеобщие стороны, связи и отношения общества, то есть такие, которые присущи обществу на всех этапах его исторического развития и, стало быть, носят необходимый и достаточный характер. Сложность реализации этой установки заключается в том, что каждая из указанных всеобщих сторон и связей может иметь разную полноту исторического осуществления. Скажем, наука как теоретический способ описания закономерностей объективного мира лишь во второй половине XX века стала приобретать решающее значение для существования и развития человеческой цивилизации. И она далеко еще не до конца раскрыла свои возможности. Философия призвана показать специфику всеобщности науки, как и всех других сторон и связей общественной жизни.

Количество и сущность всеобщих сторон, связей и отношений общества обусловливается в первую очередь специфически общественным, человеческим взаимодействием с природой. Правильно, но недостаточно сказать, что общество постоянно и целенаправленно осуществляет вещественно-энергетически-информационный обмен с окружающей его средой на основе обратной связи. Говоря философским языком, речь должна идти о таких различных формах или способах освоения обществом окружающей действительности, которые в своей совокупности раскрывают универсальный характер отношения общества (человека) к природе и соответственно к самому себе.

Философская мысль Запада на протяжении долгого времени трудилась над правильной постановкой этой проблемы. И. Кант в своей «Критике чистого разума» дал наиболее точную формулировку трех аспектов этой проблемы, которая и была в дальнейшем принята: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» Впоследствии Кант пояснил, что все три вопроса могут быть сведены к одному — вопросу о человеке.

Общественный человек осваивает окружающую действительность тремя возможными способами. Это — чувственно-практическое освоение, теоретическое освоение и, наконец, ценностное освоение.

Все эти три способа обретают свой смысл и свое назначение, когда общество функционирует, действует, преследует вполне конкретные цели. Философский взгляд на природу общества не должен упускать из виду внутреннюю напряженную связь между целевыми устремлениями системы и ее настоящим состоянием. Таково еще одно требование системного подхода, которое вытекает из признания телеологического характера системы. Тем самым системный подход позволяет глубже понять специфику философии, которая призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представления о мыслимом на сегодня совершенстве системы. Только при таком взгляде на сущее, на реальное состояние общественной жизни она обретает философскую глубину и смысл.

Назад Оглавление Вперед

Источник: http://eurasialand.ru/txt/frolov2/81.htm

Урок по обществознанию на тему «Человеческое в человеке»

Учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия» г. Абакана
Плеханова Е.С.

Урок по обществознанию «Человеческое в человеке»

В современном мире в суматохе сменяющихся дней мы как-то позабыли о том, что такое Человек и для чего он приходит в этот мир.
В условиях перехода к новому качеству образования социальная значимость уроков, внеклассных занятий, мероприятий приобретает особую актуальность. Одной из важных составляющих этого процесса является донесение, усвоение и преобразование полученных знаний, опыта каждым участником образовательного процесса.
Зачастую проведение таких занятий зависит не от учителя, а от ученика, его потребностей и требований, предъявляемых не только к качеству образования, но и к жизни в целом.
Ученик фактически должен сам добывать те знания, опыт, которые социально значимы для него в данный отрезок времени.
Занятие «Человеческое в человеке» посвящено оценке Человека и его деятельности глазами современных подростков. Кто же он, Человек: «Звучит гордо» (М. Горький) или это «дикое, страшное животное» (А. Шопенгауэр)? Это занятие не включено в программу по обществознанию девятого класса, а является внеклассным мероприятием. В то же время очевидна универсальность данного мероприятия: его можно использовать как внеклассное мероприятие и провести в форме классного часа или же включить в программу в форме урока-диспута или круглого стола.
Социальная значимость данного занятия обусловлена рядом проблем современного общества и современного человека: неумение найти общий язык не только с родителями, но и со сверстниками, нежелание решать спорные вопросы мирным путем. В таких условиях становится очевидным необходимость корректировки поведения современных подростков через призму корректировки их взглядов.
Цель данного занятия формирование позитивного отношения к человеку и его деятельности, поэтому задачи можно выделить следующие:
приобщить учащихся к решению социальных задач как в группе, так и индивидуально;
развить личностную активность учеников;
формировать коммуникативную и ценностно-смысловую компетенцию обучающихся.
Основными понятиями на данном занятии будут: человек, личность, человечность, гуманизм.
Занятие начинается со вступительного слова учителя, в котором говорится, что в современном мире, как-то стали забывать, кто такой Человек и для чего он приходит в этот мир.
Древние говорили: «Человек приходит в мир со сжатыми ладонями и как бы говорит: весь мир мой, а уходит из него с открытыми ладонями и как бы говорит: смотрите, ничего не беру с собой» (Талмуд). Так что тогда главное в человеческой жизни? Богатство? Власть? Любовь? А какие качества нужны человеку, чтобы считаться Человеком в современном мире?
Далее идет обсуждение вопросов, заданных учителем, учащиеся определяют цель занятия: определить, какие качества человека являются насущными и самыми значимыми, какой набор качеств позволяет говорить о Человеке с большой буквы. Так как в таких вопросах не может быть одной правильной точки зрения, работу лучше организовать в группах.
Задания для групп: назовите основные позиции, содержащиеся в высказываниях о сущности человека, его поведении и поступках и приведите доказательства в виде современных примеров человеческой деятельности, подтверждающих то или иное высказывание.

Высказывания о человеке

1 группа
Нет человека, в котором не было бы чего-нибудь ненавистного, в котором бы не был скрыт лютый зверь, но лишь немногие честно говорят, как они справляются с этим лютым зверем. (Вольтер)
Какое величие являет собой человек! Какое благородство в его уме; бесконечность в способностях, прелесть в формах, — это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы. (В. Шекспир)

2 группа
О великом человеке судят только по его главным деяниям, а не по его ошибкам. (Вольтер)
Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией. Но где когда-либо падают замок и цепи законного порядка и водворяется анархия, там он показывает себя таким, каков он есть. (А. Шопенгауэр)

3 группа
Человек – индивидуальное животное, способности которого ограничены, желания же бесконечны. (Г. Газлит)
Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под каждой могильной плитою лежит всемирная история. (Г. Гейне)
4 группа
Что такое человек? – Муха, попавшая в бутылку и ударяющаяся об ее стены при малейшей попытке вылететь. (Г. Мопассан)
Все, что есть в мире прекрасного, красивого, идеального, насаждено не Богом, а человеком и умом человеческим. (Г. Мопассан).

Кроме этого, предлагается составить список качеств современного человека, которые необходимы для жизни в современном обществе (все: и положительные, и отрицательные).
Представитель от каждой группы озвучивает свой список качеств. (Учитель фиксирует ответы на доске).
Второе задание, связано с ранжированием качеств: предложено оставить только те пять качеств, без которых человеку не жить и не быть человеком и пронумеровать по значимости.
Представители от групп озвучивают новый список качеств, объясняя, почему оставили именно эти качества, учитель записывает его на доске. Что лежало в основе выбора этих качеств? Какую цель может преследовать человек, обладающий этими качествами?
Последнее задание звучит так: представьте, что Землю захватили представители инопланетной цивилизации, сказав, что Земля и все ее жители погибнут. Но! Есть один шанс спасти Землю: отказаться от какого-то одного качества, тогда все останутся в живых, но этого качества больше никогда не будет у людей. От какого качества вы бы отказались и почему?
Презентация итогового решения группы побуждает учащихся к активному обсуждению принятого решения.
В заключение занятия учитель спрашивает, что было самым сложным в выполнении задания? Почему?
Проводится рефлексия с использованием конверта недосказанных фраз:

Конверт недосказанных фраз:

Самое главное в человеке – это (учащиеся приводят возможные варианты: его душа, характер).
Самое главное в жизни – это(семья, любовь, вера).
Для счастья человеку нужно(взаимопонимание).
Чтобы быть Человеком с большой буквы нужно(чтобы тебя уважали, чего-то добиться).
Совершенный человек – это(неконфликтный, у которого много друзей, которому все подражают).
Без много может человек обойтись, только не без(человека, друга, любви).
О великом человеке судят по(по его делам, поступкам).
Чтобы о тебе помнили потомки нужно (что-то оставить после себя, совершить открытие, воспитать достойных детей).

Вопросы о деятельности, поведении и поступках современного человека, о смысле жизни, о том, что Человек оставит после себя, поднятые на данном занятии, способствуют приложению личного опыта ученика, влияют на его мировоззрение, личностную оценку и, соответственно, способствуют формированию ряда компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной.
В итоге вся работа позволяет продолжить формирование компетенции личностного самосовершенствования: стремление к непрерывному самосовершенствованию, самопознанию, способности к самоанализу, активности в решении личных, общественных проблем.

Барулин В. С. Социальная философия. — М.: Норма, 1999.
Сайфуллин Г.Н. Интерактивные занятия. Практикум. – М.: Владос, 2004.
Скирдо М.Л. Социальная психология. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.
Энциклопедия мысли: Сборник мыслей, изречений, афоризмов. – М.: ТЕРРА, 1996.
15

Источник: http://weburok.com/5367

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *