Необычная арт-терапия: в музей за инсайтом
11.05.2019В 2019 году акция «Ночь музеев» пройдет в России в тринадцатый раз — 18 мая. Как не только провести самую культурную ночь в году с удовольствием и интересом, но и превратить досуг в психотерапевтический инструмент?
Одно из распространенных заблуждений об арт-терапии — что она работает, если только ты сам рисуешь и творишь. Однако прочувствовать изменения в своем эмоциональном состоянии, найти ресурс можно не только создавая картины или скульптуры, но и созерцая их, считают арт-терапевты. Искусство, творчество способны влиять на нашу психику в любом своем проявлении — и при активном (как говорят психологи, «экспрессивном»), и при пассивном («рецептивном», воспринимающем) участии.
И обычный поход в музей можно использовать как для работы в психотерапии, так и для самоанализа и получения ресурса. Мы ходим в театр, сопереживаем героям кинофильма. Но редко задумываемся, какие струны задевает в нас тот или иной экспонат музея или выставки. А ведь при взгляде на шедевр живописца можно испытать катарсис, подобный тому, что мы испытываем при чтении захватывающей книги или на спектакле!
Бессознательное подскажет
Как в любой психотерапии, в «исцелении музеями» важно сформулировать запрос. «В данном случае запрос адресуется своей творческой энергии, своему созерцателю, — объясняет арт-терапевт Полина Постельгина. — Стоит спросить себя: зачем я иду сейчас в музей, что я хочу увидеть, какие чувства испытать? И при выборе экспозиции отталкиваться от этого». Но даже если мы и сами не очень понимаем, что хотим получить на выходе, можно довериться интуиции и идти куда глаза глядят. Даже забредя на случайную выставку, можно найти инсайт.
Таким личным опытом делится Полина Постельгина: «Я два года жила в Санкт-Петербурге, и мы с дядей часто ходили по музеям. Незадолго до моей свадьбы пошли в Эрмитаж. Проходили зал за залом, и вдруг меня словно что-то остановило перед фресками о мифе про Психею и Эроса.
История их непростой любви меня так впечатлила, что я стала рассуждать, почему. И поняла, что не хотела признаться себе в сомнениях, а того ли мужчину выбрала. Не окажется ли он при свете лампы чудовищем, как боялась Психея, которая не видела в темноте своего возлюбленного? Для меня это был вопрос о доверии партнеру. Я вытащила неосознанные страхи наружу, и мне стало легче».
В терапии музеями действует тот же принцип, что и в метафорических картах: мы видим в них отражение своего состояния, а взгляд выхватывает из набора образов что-то, актуальное только для нас и только сейчас. Так и в картинах: сегодня мы остановимся возле одной, а через полгода удивимся, почему она нас заинтересовала. Произведения искусства становятся зеркалом нашего состояния. И чтобы в него заглянуть, необходимы cпециальные условия.
Особое пространство
Музей сам по себе — необычное пространство, в котором словно меняется течение времени. «Когда меня переполняют проблемы, накапливается много задач, а я пока не знаю, как их решить, я иду в какой-нибудь музей, — рассказывает 43-летняя Елена. — Могу часами, как в трансе, ходить по коридорам и залам.
Время замедляется, и все внешние дела как будто покрываются пленкой, уходят на второй план. Я смотрю на полотна, которым несколько сотен лет, и мои проблемы кажутся какой-то песчинкой. Как правило, решение приходит само, всплывает ниоткуда».
Атмосфера музея наполнена особой энергией, погружаясь в нее, мы меняем свое состояние, приобщаемся к тому, что выходит за рамки обыденности. «Уже в древние времена наши предки оставляли бытовые предметы при храмах, чтобы они сохранялись и передавались дальше, поддерживая связь поколений и трансляцию ценного опыта», — поясняет Полина Постельгина. И сегодня мы вступаем в разговор с представителями других эпох, знакомясь с их творениями.
У каждого из нас есть теневые стороны, которые нам трудно принять и осознать
Мы забываем о бытовых неурядицах, выходим за рамки правил, по которым привыкли жить. Здесь мы встречаемся с другим миром, где поднимаются общечеловеческие и общекультурные темы. Мы соприкасаемся с коллективным выражением чувств, проверенных временем. Ведь каждый экспонат подобран и сохранен не просто так — он несет вневременную, вечную ценность. Сама музейная среда провозглашает манифесты коллективного бессознательного, которые ранят, пробуждают, резонируют с нами.
Бывает, что сюжет картины не касается нас напрямую, но почему-то мы начинаем быстрее дышать, на глаза наворачиваются слезы или мы не можем сдержать возгласа восторга. Можно задать себе вопросы: что меня так взволновало? Как это связано с текущими событиями в моей жизни? Или с прошлым? Как герои картины взаимодействуют между собой? Как это может помочь мне?
Мы становимся частью этого пространства. Большого общего многовекового опыта, который мы можем принять и использовать. С одной стороны, мы узнаем что-то новое для себя. С другой — о себе.
А иногда мы можем получить там настоящую поддержку. «Есть особенные музеи, этнические, — говорит Полина Постельгина. — Посещение их — способ соприкоснуться с корнями, со своими предками, их культурой и традициями и найти ответы на актуальные вопросы в своей жизни. Это может послужить опорой тем, например, кто живет далеко от родины или недавно узнал о своем роде и хочет познакомиться с национальной историей и лучше понять себя, свои особенности. Тогда они уже не одиноки в чужом городе или стране».
Противопоказания в искусстве
У каждого из нас есть теневые стороны, которые нам трудно принять и осознать: тяга к разрушению себя или других, страх или печаль. Есть и выставки, которые вряд ли можно отнести к категории прекрасного: это экспозиции, посвященные пыткам внутри концлагерей и тюрем, или музеи, связанные с военными периодами.
Несмотря на все ужасы, посетителей там обычно много. Почему? «Вероятно, оказавшись в таком месте, мы встречаем свою Тень в себе, — объясняет Полина Постельгина. — Это возможность признать, что жестокость была и есть в этом мире, и дать этому место, не обеляя историю и не идеализируя человечество.
А кто-то увидит последствия жестокости, и это пробудит сострадание, а посещение музея станет прививкой от собственной агрессии. Смысл работы с Тенью не в том, чтобы просто выпустить ее наружу, а в том, чтобы пролить на нее свет, исследовать и интегрировать. Такие музеи, как и кино и книги похожей тематики, — безопасный способ взаимодействия с этими частями человеческой психики.
У людей, которые ходят в такие музеи, большое сердце и сильная душа». Они не боятся обращаться к себе и своим страхам, задумываются об общечеловеческих проблемах, о смерти как части жизни.
Найдите в музее объекты, отражающие вас и вашу жизнь в прошлом, настоящем и будущем
Но если вы не чувствуете себя готовым к таким смелым культпоходам и встрече с темой смерти, стоит обезопасить себя и найти что-то ресурсное. Вообще при посещении музеев желательно прислушиваться к себе и создавать максимально экологичную атмосферу.
«Даже картина Айвазовского в ком-то пробудит энергию стихии, а в том, кто боится воды, всколыхнет неприятные ощущения и страх, — предупреждает Полина Постельгина. — Если вы не продвинуты в самоанализе или психотерапии и испытываете негативные чувства у того или иного экспоната, пройдите мимо, поищите другой, вызывающий однозначно положительную реакцию. Ведь конечная цель посещения музея — гармонизировать свое состояние».
В одном и том же произведении мы и другие видим разное. К тому же другие могут показать нам новый ракурс. Поэтому бывает полезно обсудить с кем-то свои впечатления: возможно, еще одно мнение дополнит наше послевкусие. С другой стороны, некоторые идут в музей для встречи с собой — лишние разговоры им ни к чему. Поэтому хорошо бы спросить себя: хочу ли я пойти с кем-то, — и если да, тщательно подобрать компанию.
Найти свое будущее
Посещение музея можно сделать интересным приключением и игрой. Например, придумать квест по поиску артефактов, — предлагает Полина Постельгина.
Можно найти в музее объект или картину, которые выражают ваше текущее состояние. Посмотрите пристальней: про что это в вашей жизни? Чем этот артефакт привлек внимание? Какая основная тема? Какие герои и как взаимодействуют? И подумайте: чем это актуально для вашей жизни? Сделайте выводы и осознайте свои чувства.
Попробуйте выбрать объект, который бы ответил на вопрос: «Чего я на самом деле хочу?» Или «Где бы я хотел оказаться?» Или «Чего мне не хватает?» Это может быть красивый ландшафт, или праздничный карнавал, наполненный радостью, к которой вы можете подключиться. Пусть это станет ресурсным местом для вас.
Хотите копнуть глубже, проанализировать и спланировать жизнь? Найдите в музее объекты, отражающие вас и вашу жизнь в прошлом, настоящем и будущем. Наши переживания могут быть зашифрованы в символах искусства. Мы их не всегда сознаем, а арт-объект станет ключом к их разгадке и подскажет направление, куда двигаться.
- 8 способов зарядиться энергией природы
- «После войны у женщин была еще одна война»
- Укрепить «Я» ребенка: три главных условия
- Карл Густав Юнг: «Я знаю, что демоны существуют»
- Как обрести тишину внутри себя
- Упреки отравляют отношения
- Как не бояться летать после новостей о катастрофах
- Женщина и насилие: смертельно опасная надежда
- Неудачная беременность: как сохранить отношения в паре
- Вредный характер: что можно изменить в себе?
Добавить комментарий