Этапы развития психологии — этапы развития психологии как науки таблица
14.07.2020Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Создается общество естествоиспытателей, активизируется интерес к психологии творчества, возрастает интерес к человеческой личности. Приоритетное значение в науке получает экспериментирование.
Этапы развития психологии
Этапы развития психологии — раздел Психология, Конспект лекций по психологии. Психология как наука и практика С Позиций Методологии Науки История Психология Может Быть Описана Как Последо.
С позиций методологии науки история психология может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (табл. 1)[3].
1-й этап.В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, осно-ванное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В даль-нейшем анималистическое представление о душе уступило место гило-зоизму (от греч. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских на-турфилософов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).
Этапы развития психологии как науки
Этап | Определение предмета психологии | Характеристика этапа |
1-й | Психология как наука о душе | Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека |
2-й | Психология как наука о сознании | Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой |
3-й | Психология как наука о поведении | Начинается в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосред-ственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались |
4-й | Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики | Сформировалась на базе материалистичес-кого взгляда на мир. Основой современной российской психологии является законно-мерное осмысление теории отражения |
Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита и идеалистическая Платона. Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов ог-ня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Де-мокрит пытался объяснить физическими и даже механическими при-чинами. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. По мне-нию Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от пос-ледней идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала.
Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана Аристотелем, которого по праву считают основателем психологии. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи.
В эпоху Средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая.
Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Создается общество естествоиспытателей, активизируется интерес к психологии творчества, возрастает интерес к человеческой личности. Приоритетное значение в науке получает экспериментирование.
2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души психология сознания основным источником знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции.
Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Р. Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Д. Локк исповедовал опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Данное положение Д. Локка стало отправным для развития интроспективной психологии. Г. Лейбниц ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.
В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именами Т. Гоббса и Д. Гартли.
3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.
В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.
4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.
Особенности развития психологии как науки отражены на рис. 4[4].
Рис. 4. Особенности развития психологии как науки
Источник: http://allrefs.net/c14/47×45/p2/
- Как управлять мужчиной? 8 отличных способов - как управлять мужчиной психология
- Психология: как заставить мужчину бегать за тобой? - как заставить парня бегать за тобой психология
- Если женщина не любит мужчину - 5 признаков | Мужской блог - если женщина любит по настоящему как он себя ведет психология
- Как влюбить в себя мужчину; Психология отношений - психология как влюбить в себя мужчину
- Как мужчина проверяет женщину на чувства к нему: психология отношений - как мужчина проверяет женщину на чувства к нему психология
- Как вернуть мужчину после расставания? Советы психолога: проверенный метод | Как вернуть парня - как вернуть любимого мужчину после расставания психология
- Как заставить мужа бегать за тобой? Рекомендации психолога - как заставить мужа бегать за тобой психология
- Как мужчину заставить скучать по вам: воздействуем на Скорпионов - как заставить мужчину скорпиона бегать за тобой психология
- Как выбрать жену? - как выбрать жену психология
- Как жить в гармонии с собой ежедневно - как жить в гармонии с собой психология
Добавить комментарий