Личность как субъект и объект социальной жизни; Студопедия — личность как объект и субъект общественных отношений
27.07.2020Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. При этом следует отметить, что чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами. И наоборот, чем оно более развито и демократично, тем больше возможностей у его членов к развитию своей индивидуальности. Следовательно, личность — продукт социальной жизни, который активно формирует свое сознание и отношение к окружающему миру. И этот процесс осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни. На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.
На начальных этапах своей жизни главными социализирующими факторами для человека и его личности является родители, семья, детские дошкольные учреждения, соседи и др.
Затем — коллективы учебных заведений, где обучается человек, друзья, группы сверстников, знакомые. Далее — трудовой коллектив, профессиональные группы, взаимосвязи с разного рода общностями.
Очевидно, что человек на протяжении всей жизни формирует и изменяет свое сознание, социализируется, приобретая все новые социальные качества, развиваясь и совершенствуясь. Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации.
Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации — процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм.
Люди на протяжении всей жизни включены в бесчисленное количество групп и, взаимодействуя, испытывают их социализирующее влияние и социализирующее влияние общества в целом. Вместе с тем, личность активно влияет на социальную и природную среды своего существования, активно преобразуя их соответственно своим потребностям.
Поэтому можно утверждать, что личность является не только продуктом общественной жизни, но и активным ее субъектом.
Следовательно, социализация — процесс усвоения личностью социальных норм, правил, законов, образцов поведения, ценностей (в широком понимании — культуры) общества, в котором личность осуществляет свою жизнедеятельность.
Процесс социализации предоставляет возможность людям, осваивая культуру общества, свободно общаться через освоение ролей. В процессе функционирования в различных общностях личность приобретает множество специфических свойств и качеств, обусловленных особенностями этих общностей .
Личность как объект и субъект общественных отношений
Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.
Индивид— отдельно взятый человек.
Социология рассматривает человека не как биологический организм, а как социальное явление — социальную сущность.
«Человек» — понятие, обозначающее определенный вид живой природы. «Человеческий индивид» — обозначает отдельного представителя человеческого вида, определенную часть человеческого сообщества.
Вместе с тем, каждый человек обладает своими особенными индивидуальными чертами, выделяющими его из человеческого сообщества.
Индивидуальность— особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”
в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. При этом следует отметить, что чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами. И наоборот, чем оно более развито и демократично, тем больше возможностей у его членов к развитию своей индивидуальности. Следовательно, личность — продукт социальной жизни, который активно формирует свое сознание и отношение к окружающему миру. И этот процесс осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни. На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.
На начальных этапах своей жизни главными социализирующими факторами для человека и его личности является родители, семья, детские дошкольные учреждения, соседи и др.
Затем — коллективы учебных заведений, где обучается человек, друзья, группы сверстников, знакомые. Далее — трудовой коллектив, профессиональные группы, взаимосвязи с разного рода общностями.
Очевидно, что человек на протяжении всей жизни формирует и изменяет свое сознание, социализируется, приобретая все новые социальные качества, развиваясь и совершенствуясь. Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации.
Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации — процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм.
Люди на протяжении всей жизни включены в бесчисленное количество групп и, взаимодействуя, испытывают их социализирующее влияние и социализирующее влияние общества в целом. Вместе с тем, личность активно влияет на социальную и природную среды своего существования, активно преобразуя их соответственно своим потребностям.
Поэтому можно утверждать, что личность является не только продуктом общественной жизни, но и активным ее субъектом.
Следовательно, социализация — процесс усвоения личностью социальных норм, правил, законов, образцов поведения, ценностей (в широком понимании — культуры) общества, в котором личность осуществляет свою жизнедеятельность.
Процесс социализации предоставляет возможность людям, осваивая культуру общества, свободно общаться через освоение ролей. В процессе функционирования в различных общностях личность приобретает множество специфических свойств и качеств, обусловленных особенностями этих общностей .
Таким образом, система «личность как объект» предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Социальный тип личности — это отражение совокупности повторяющихся существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность
По К. Марксу, личность — это не только субъект, но и объект общественного развития. Ее жизнедеятельность определяется обществом в виде социальных условий существования, наследием прошлого, объективными законами истории. Личность влияет на ход исторического развития через практику, освоение в процессе труда объективного мира, его преобразование.
Источник: http://studopedia.ru/14_62644_lichnost-kak-sub-ekt-i-ob-ekt-sotsialnoy-zhizni.html
Open Library — открытая библиотека учебной информации
Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.
Категории
- Астрономия
- Биология
- Биотехнологии
- География
- Государство
- История
- Лингвистика
- Литература
- Менеджмент
- Механика
- Образование
- Охрана труда
- Педагогика
- Политика
- Право
- Психология
- Социология
- Физика
- Химия
- Экология
- Электроника
- Электротехника
- Энергетика
- Юриспруденция
- Этика и деловое общение
Социология ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Понятие личности в социологии.
- Ролевая теория личности.
- Формирование личности в процессе социализации.
- Понятие личности в социологии
Понятие личности – одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа. Эти понятия человек, индивид, личность.
Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.
Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).
Индивид — ϶ᴛᴏ единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид – наиболее употребляемый термин, под которым принято понимать некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст – «один из…». При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества.
Индивидуальность – термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.
Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента͵ характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология же выделяет в личности социально-типическое
Личность – совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Социальные качества — ϶ᴛᴏ те качества, которые привнесены в личность обществом.
Исходя из выше сказанного, основная проблема социологии личности — ϶ᴛᴏ проблема «личность и общество», ᴛ.ᴇ. проблема взаимодействия личности и общества. Эта проблема рассматривается с двух сторон.
С одной стороны, выясняется, на сколько общество обуславливает жизнь личности, ее нормы, ценностные ориентации. В этом аспекте личность выступает как объект социальных отношений.
С другой стороны, выясняется, насколько личность автономна и независима от общества и в чем это проявляется. В этом аспекте личность выступает как субъект общественных отношений. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу.
Читайте также
Понятие личности в социологии. Ролевая теория личности. Формирование личности в процессе социализации. Понятие личности в социологии Понятие личности – одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным. [читать подробенее]
Источник: http://oplib.ru/sotsiologiya/view/918826_lichnost_kak_ob_ekt_i_sub_ekt_obschestvennyh_otnosheniy
Личность как объект и субъект общественных отношений. Социализация личности
Человек, личность, индивид, индивидуальность — основные понятия. Основные факторы развития личности; ценностные ориентации, ролевые качества. Процесс формирования личности. Теории социолизации Ч. Кули, Дж. Мида, А. Халлера; уникальный индивидуальный опыт.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | презентация |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.05.2016 |
Размер файла | 289,0 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Индивид как субъект общественных отношений. Соотношение понятий «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность». Социализация личности как процесс включения личности в общество, ее социальная сущность. Основные положения теорий развития личности.
реферат [24,5 K], добавлен 21.10.2011
Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. Теории развития личности. Основные факторы формирования личности и ее социализации. Взаимодействие личности и социума.
контрольная работа [903,6 K], добавлен 15.10.2012
Проблема формирования личности. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Теории развития личности. Основные факторы и стадии формирования личности человека. Социологическое понятие личности.
контрольная работа [22,9 K], добавлен 02.06.2012
Понятие личности. Личность и общество. Личность и основные факторы ее развития. Социализация личности. Уникальный индивидуальный опыт. Социальные роли. Процесс обучения социальным ролям. Предписанные и достигаемые статусы и роли.
реферат [32,9 K], добавлен 15.11.2006
Изучение сущности личности с точки зрения социологии. Личность, как объект социологического анализа. Обзор теорий социализации: теории Ч. Кули, Д. Мида, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона. Статусно-ролевая концепция личности. Процесс социализации личности.
реферат [32,5 K], добавлен 13.08.2010
Понятия «индивид» и «личность». Формирование и социализация личности. «Тюремный эксперимент» американского социолога Ф. Зимбардо. Индивидуальность — характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности. Социологический подход формирования личности.
реферат [233,9 K], добавлен 07.01.2017
Проблема личности человека как одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. Отличия понятий «человек», «индивид» и «личность». Личность как субъект и продукт социальных отношений. Межличностные отношения, социализация личности.
реферат [1,2 M], добавлен 26.07.2010
Понятие личности и основные факторы, влияющие на ее формирование и развитие. Сущность и этапы процесса социализации, его значение в обществе. Групповой и уникальный индивидуальный опыт, направления его использования. Роль культуры в социализации.
контрольная работа [43,0 K], добавлен 14.11.2014
Содержание и научное использование понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Задача и основная функция процесса социализации личности. Взаимосвязь свободы, необходимости и ответственности личности. Модели взаимоотношения личности и общества.
реферат [17,3 K], добавлен 17.05.2010
Понятия «личность», «человек» и «индивид» в социологии. Перечень важнейших компонентов в структуре личности. Социальные статусы и социальные роли личности. Процесс социализации индивида. Основные жизненные стратегии человека и способы их самореализации.
контрольная работа [20,4 K], добавлен 06.05.2014
Источник: http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0b65635b2ad79a4d43b88521316d26_0.html
- Вихревое электрическое поле - Класс! ная физика - как направлены по отношению к току линии напряженности вихревого
- Произведение Чехова; Хамелеон - в зависимости от чего меняется отношение очумелова к хрюкину и как
- Как наладить отношения между мамой и дочерью? Семейная психология - как наладить отношения с мамой
- Как автор относится; к своим героям? в чем это отношение проявляется? - как автор относится к своим героям в чем это отношение проявляется
- Как спасти отношения на грани разрыва или кто виноват? - как спасти отношения на грани разрыва психология
- Как меняются отношения в семье с годами улыбнитесь это ведь про нас с вами - как меняются отношения в семье с годами улыбнитесь это ведь про нас с вами
- Как построить отношения с мужчиной: полезные советы - как построить отношения
- Психология отношений между мужчиной и женщиной как завоевать мужчину | - психология отношений между мужчиной и женщиной как завоевать мужчину
- Как пережить разрыв отношений - разрыв отношений как пережить
- Внешняя политика СССР в 20—30-е гг - как складывались экономические отношения рсфср и ссср с капиталистическими державами
Добавить комментарий