Психология как наука о психике и психических явлениях — КиберПедия — психология как наука о психике

09.06.2020

Психология -этонаука о закономерностях особенностях развития и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности.Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17—19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

Психология как наука о психике и психических явлениях

Психология как наука о психике и психических явлениях

Психология -этонаука о закономерностях особенностях развития и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности.Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17—19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным).

Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Психические процессы: познавательные

Психические процессы-этодинамическое отражениедействительности в различных формах психических явлений.психологический процесс -этотечение психологического явления имеющего начало развития и конец.кпозновательным процессам относятся ощущение и восприятие.ощущение -это простейший позновательно психический процесс непосредственное отражение свойств предметов и явлений виды ощущений обоняние вкус осязание зрение слух.ощущениеделится на 3 вида :1-внешние это контактные обонятельные дистантные,2-двигательные это равновесие кинестетические т.е.согласованность движения частей тела,3-это внутренние органические голод жажда и болевые. порог ощущения-это величина раздрожения дающие заметное ощущение.ощущения зависят от состояния нервной системы и индивидуальной особенности человека от характера проффесиональной деятельности. Восприятие-этопсихологический процесс направленный на отражение предметов окружающего мира в совокупности всех их качеств.в отличии от ощущений в кот.отражаются только качества и св-ва предметов в восприятии отражаются предметы в целом.свойства восприятия предметность отнесенность наглядного образования восприятия к определенным предметам внешнего мира.целостностьвосп-тия это сенсарная мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.константностьсв-во воспринимать объекты и видеть их относительно постоянно по величине структурность осмысленность воспр-тия.характер восприятия зависитот общего запаса знаний чел-ка,от его взглядов и убеждений,интересов и склонностей,от потребностей кот. Испытывает в данный момент.отэмоциональногосостояния от всего того что он ожидает и что хочет найти в воспринимаемых вещах.

Основные отрасли психологии.

Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека.к разделам относятся:психологическое обучение , возростная психология к ней относятся детская психология,психология подростка,психология юнности,психология взрослого чел-ка ,герентопсихология(старость).психология анамального развития(т.е специальная),медицинская психология,сравнительнаяпсихология.социальная ,психология труда.юридическая и т.д.

Переодизация развития личности по Э.Эриксону

Психология как наука о психике и психических явлениях

Психология -этонаука о закономерностях особенностях развития и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности.Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17—19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным).

Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

психология как наука о психике

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

психология как наука о психике

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

психология как наука о психике

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник: http://cyberpedia.su/16x1a34.html

Общее понятие о психике. Психология — наука, изучающая психику человека

Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства, волевые процессы? Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.

Человек является членом общества, и поэтому его психические свойства формируются под решающим влиянием общественных условий жизни. Именно в зависимости от условий жизни и деятельности человека в обществе развивается его психика, сознание. «. Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс).

Классики марксизма-ленинизма — Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин — указывают, что источником ощущений, представлений, мыслей является внешний, материальный мир, а психика, сознание человека, является отображением окружающего мира.

Психика есть одно из свойств материи, возникшее в процессе её развития. Неорганическая материя не обладает этим свойством, она не ощущает и не мыслит; и в пределах органического мира далеко не всякая материя обладает психикой. Потребовался длинный путь развития живой природы, чтобы прийти к материи ощущающей и мыслящей. Психика человека есть особое свойство высокоорганизованной материи — свойство мозга. Свойство это заключается в отражении окружающей действительности.

Отражение предметов реального мира мозгом человека не следует понимать как пассивное отражение, подобное отражению в зеркале. Человек не пассивно воспринимает мир, он познаёт его в практической деятельности, активно воздействуя на природу и на других людей. В этой активной деятельности и возникают наши ощущения и восприятия — образы тех материальных предметов и явлений, которые через посредство органов чувств действуют на наш мозг, отражаются в нём.

Современная наука о мозге даёт нам знание физиологических процессов, совершающихся в работающем мозгу. Исследования И. П. Павлова в области высшей нервной деятельности открыли те физиологические процессы, которые составляют основу отражения реального мира мозгом человека. Эти исследования сняли покровы тайны с так называемой душевной деятельности: на огромном материале экспериментальных фактов доказано, что психика определяется внешними воздействиями, условиями существования.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, как величайшее достижение современной науки о мозге, является естественно-научным фундаментом психологии.

Слово «психология» образовано из двух греческих слов: «псюхе» (душа) и «логос» (слово, учение), и значит «наука о душе».

По представлениям, возникшим ещё в древние времена и сохраняющимся до сего времени в религиозных верованиях и во взглядах некоторых буржуазных философов, душа — это нематериальное, бесплотное существо, живущее в теле человека и в момент смерти покидающее его. Согласно этим представлениям душа является носителем и причиной всей психической жизни человека: его чувств, мыслей, желаний. Такое понимание психики является идеалистическим.

Противоположное ему и единственно научное понимание психики — материалистическое. Мозг, а не бесплотная душа, есть орган нашей психической жизни, носитель всех наших психических процессов: мышления, чувств, воли. Отражательная деятельность мозга и составляет нашу психическую жизнь.

В течение тысячелетий в психологии велась борьба между материализмом и идеализмом. Ещё в древней Греции и Риме многие мыслители и учёные боролись с идеалистическим пониманием души и делали попытки дать материалистическое объяснение психической жизни. Эту борьбу продолжали передовые учёные и философы-материалисты нового времени. Ценный вклад в развитие материалистического понимания психической жизни внесли великие русские философы-материалисты — Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов. Важнейшее значение для борьбы за материалистическую психологию имели работы великого русского учёного, физиолога и психолога И. М. Сеченова.

Однако лишь в последнее время, на основе диалектического материализма, созданного трудами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, стало возможным построение последовательно материалистической психологии.

1. Психические процессы. Восприятие, запоминание, мышление, чувство, волевое решение — всё это различные виды психических процессов. Чтобы разобраться в сложном потоке душевной жизни человека, необходимо прежде всего распределить все психические процессы на определённые группы, выделить отдельные области, или стороны, психики, иначе говоря, произвести классификацию психических процессов. Наиболее общая и простая классификация основывается на различении трёх тесно связанных между собой сторон психической жизни: познания, чувства и воли.

Чтобы правильно понимать психическую жизнь человека, надо иметь в виду, что познание, чувство и воля не существуют обособленно друг от друга. Чувствуя, мы переживаем своё отношение к тому, что мы познаём или делаем; принимая волевое решение, мы исходим из определённых мыслей и чувств.

Психическая жизнь, несмотря на всю её сложность, изменчивость, кажущуюся иногда капризность и неустойчивость, подчинена, так же как и все другие явления действительности, определённым законам.

Психология имеет задачу установить законы психических процессов и тем самым дать научное объяснение этих процессов.

2. Психические свойства личности, т. е. наиболее существенные и устойчивые особенности, которые характеризуют каждого человека в отличие от других. К числу психических свойств личности относятся: интересы и склонности человека, его способности, его темперамент и характер.

Психология ставит перед собой задачу изучить формирование и развитие психических свойств человека. Как создаются интересы человека? Как развиваются его способности? Как формируется его характер? Исследование такого рода вопросов составляет одну из важнейших задач психологии.

Дата публикования: 2014-12-08 ; Прочитано: 384 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/6-45194.html

Психология

Психология — наука, изучающая психическую жизнь человека, психические состояния, процессы и особенности, а также их развитие в деятельности и общении.

Содержание

[править] Общие сведения

Предметом психологии являются восприятие, чувства, переживания, мысли, стремления, то есть все то, что является содержимым жизни. До начала формирования научной психологии существовала жизненная психология (жизненные знания людей друг о друге). Научная отличается от жизненной своей определенностью, рациональностью, экспериментальностью и концентрацией знаний.

[править] История психологии как науки

[править] Психология как наука о душе

В этот период психология существовала не как самостоятельная наука, а в рамках философских и медицинских знаний, ее предметом являлась душа. Душа считалась свойственной как живым, так и неживым объектам. Характерные наблюдательные исследования и восприятие психической жизни человека как таинственного и загадочного. Во время противостояния двух философских школ, материалистов и идеалистов появляется первая психологическая работа — «О душе» Аристотеля.

[править] Психология как наука о сознании

Этот этап начинается с учения Рене Декарта (XV век), который первый ввел понятия «рефлекса» и «сознания». Под сознанием он понимал способность думать и чувствовать. В этот период появляются первые психологические общества, институты психологических знаний. Символической точкой начала психологии как самостоятельной науки считается открытие в 1879 году в Вене Вундтом первой лаборатории для изучения психических явлений. На развитие науки конкретно повлияло учение Дарвина, Сеченова, Павлова. Развиваются связи с другими дисциплинами. Одно из самых известных направлений этого типа — психоанализ Зигмунда Фрейда.

[править] Психология как наука о поведении

Основные идеи направления бихевиоризма были сформулированы Джоном Уотсоном в XIX веке. По его словам, психология не может иметь сознание как предмет, потому что то, что объективно невозможно наблюдать или не существует, или недостижимо для изучения. Предметом психологии же является поведение, которое понимается как реакция на определенные стимулы. В дальнейшем необихевиористы смягчили теории Уотсона, добавив к двухполюсной схеме желания, мотивы и стремления самого человека.

[править] Психология как наука о фактах, механизмах и закономерностях психики и сознания

В основе теорий современной психологии лежит первоначальность материи (головной мозг), сознание — отражение материального мира. Психика воспринимается как деятельность мозга, внутренняя жизнь невозможна без внешней физической.

[править] Место психологии в науке

Связь психологии с философией можно увидеть в их общей истории, а также в поиске ответов на глобальные экзистенциальное вопросы. Из естественных наук психология имеет общие связи с медициной, в частности с физиологией высшей нервной деятельности (ВНД). Наличие общей проблематики связывает психологию с социальными науками. Ее цель — обобщение и синтез достижений других научных дисциплин, объектом изучения которых является человек.

Источник: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *