Общая характеристика психологии как науки — общая характеристика психологии как науки

30.05.2020

· определение

Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии

· определение

В дословном переводе психология – это наука о душе. Ученые выдвигают следующие более конкретные определения:

Психология – наука, изучающая психические явления и поведение.

Психология – наука, изучающая филогенетическое возникновение, онтогенетическое развитие и функционирование психики и деятельности (А.Н. Леонтьев).

Психология – наука, изучающая особенности развития и функционирования психики, законы порождения и функционирования психического отражения реальности.

Таким образом, можно выделить ключевые особенности: изучает психику (психические явления), ее функционирование, возникновение и развитие, а также связь с поведением и деятельностью. Ключевым объектом является психика и психические явления.

Психика – субъективное отражение объективной реальности.

К психическим явлениям относят факты внутреннего субъективного опыта, субъективных переживаний. В реальности же психика проявляется не только в субъективных переживаниях, но и в объективных фактах (поведение, телесные процессы, продукты деятельности, социо — культурные явления), по которым, собственно, и изучается психика и ее особенности.

· психология и другие науки

Исторически вопросы психологии изучались в рамках философии. В 1879 г. она выделилась официально в отдельную науку (В.Вундт).

Возникла на стыке естественных наук о человеке и гуманитарных (философия). Но психология имеет собственную специфику, поэтому не может быть строго отнесена к естественным или гуманитарным наукам.

ü предмет психологии один из самых сложных, т.к. имеет собственные отличные законы функционирования по сравнению с физическим миром;

ü субъект и объект исследования сливаются: мысль совершает поворот на себя;

ü психологический факт зависит от представлений о нем теоретика;

ü психологический факт зависит от представлений о нем испытуемого;

ü психологическое знание меняет саму психику.

  1. Сравнительный анализ житейской и научной психологии.

· отличие

ПараметрыЖитейская психологияНаучная психология
абстракция знанияЗнания конкретны, приурочены к конкретным ситуациямСтремится к обобщению знаний с помощью понятий, в которых отражаются существенные свойства, их увязывания в законы
характер знанияЗнания носят интуитивный характер и приобретаются путем проб и ошибокЗнания рациональны и осознаны, утверждаются на основе экспериментов
накопление и передача знанияЗнания не накапливаются и не передаютсяЗнания аккумулируются и передаются
путь получения знанияПолучаются путем наблюдений и размышленийПолучаются путем наблюдения, размышления и эксперимента
четкость понятий и широта материалаПонятия расплывчаты, многозначны, ограниченный материалПонятия четко определены, материал широкий, богатый

· связь

1) научная психология опирается на житейский психологический опыт;

2) научная психология извлекает из житейского психологического опыта свои задачи;

3) научная психология проверяется на последнем этапе житейским психологическим опытом.

  1. Отрасли психологии.

· по научным направлениям

Общая психология (психология психических процессов, состояний и свойств личности)
Социальная психология (общение, взаимодействие людей др. с др.)
Возрастная психология (психология развития, того, как развивается психика человека от рождения до смерти в онтогенезе)
Педагогическая психология (закономерности процессов обучения и освоения знаний)
Медицинская психология (патопсихология – нарушение психики, психические заболевания, соматические – болезни тела)
Психофизиология (телесные процессы, которые связаны с психическими)
Психогенетика (наследственность и среда, их влияние на индивидуальные различия)
Зоопсихология (психология животных, этология – поведение животных)
Дифференциальная психология (индивидуальные различия)
Гендерная психология (половые различия)

· по формальному критерию

Собственно психологические:

ü общая (занимается анализом психических процессов абстрактного человека; она дает основания для отделения других ветвей),

ü дифференциальная (индивидуальные различия, конкретными особенностями; возможности и ограничения психических процессов),

ü отраслевые (развитие, социальная, и др.)

Прикладные (военная, общения, управления, здоровья)

· Слободчиков

БазовыеОбласти психологической специализацииСмежныеВспомогательные
Общая психология Возрастная психология Клиническая психология Социальная психология Экспериментальная психология И т.п.Спортивная психология Инженерная психология Политическая психология Юридическая психология Военная психология И т.п.Дифференциальная психологияМатметоды в психологии

· Ананьев

Схема основных проблем и наук о человеке.

а) человек как индивид и его онтогенез — общая пс., дифференциальная пс., возрастная пс., психофизиология, онтопс.;

б) личность и ее жизненный путь — общая пс., дифференциальная пс., сравнительная пс., пс.лингвистика, пс. отношений, пс. учение о мотивации;

в) человек как субъект деятельности — пс. познания, творчества, труда, общая пс., генетическая пс.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 730 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-228621.html

1. Общая характеристика психологии как науки

к самостоятельной работе студентов по дисциплине

Психология социального взаимодействия

(для студентов очной формы обучения технических специальностей).

Тема 1.Общая характеристика психологии как науки.

Тема 2. Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики.
Задание 1. Составить схему «Взаимосвязь психологии с другими науками» и указать в чем именно проявляется эта связь.

Задание 2. Продолжите схему «Методы исследования в психологии»
Наблюдение Беседа Тест Эксперимент

Задание 3. Исходя из определения психологической науки попытайтесь определить специфичность психологического знания.

Можно ли утверждать, что медведь, выступающий в цирке способен обучаться?

Обоснуйте свой ответ.
Задача 2

Верно ли утверждение, что инстинкт – это сознание животных. Могут ли животные обладать сознанием?

Из предложенных понятий постройте логический ряд, так чтобы каждое предыдущие было общим по отношению к последующему:

^ Психика, рефлекс, отражение, инстинкт, поведение.

Обоснуйте свой выбор.

Задание 5. Самостоятельно выполните таблицу «Сравнительная характеристика психики животных и человека»

Источник: http://shkolnie.ru/pshologiya/41214/index.html

Психология в системе научного человекознания

Общая характеристика психологии как науки. Место психологии в системе наук о человеке. Человек как объект и предмет психологии. Развитие психологического знания. Методы психологии.

Общая характеристика психологии как науки. Место психологии в системе наук о человеке.

«Психология — наука, имеющая короткую историю, но длинную предысторию», — эти слова, сказанные на заре XX в. Германом Эббингаузом, одним из пионеров экспериментальной психологии, отчасти объясняют место психологической науки в системе других естественных и гуманитарных наук. Психологическое знание развивалось в общественных и естественных науках в течение всего времени их существования и в результате включило в себя множество взглядов и подходов к психическому и личностному в человеке. В настоящее время психология стала не только наукой, изучающей закономерности и строящей теоретические конструкты, но и антропологической практикой, создающей разнообразные методы практики себя.

В системе наук психология занимает совершенно особое место по нескольким причинам: во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству, — психическом в человеке; во-вторых, здесь тот, кто познает, и то, что познается, — один и тот же субъект; в-третьих, психология предполагает теоретическое знание, на основе которого может быть построено практическое знание, способное позволить человеку познавать и изменять (развивать) самого себя.

Появлению психологии предшествовало развитие больших областей знания: естественных наук, социальных наук и философии. Психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор невозможно до конца определить, к какой из них нужно отнести психологию. В результате часть областей психологии ближе по своему предмету и методам к естественным наукам (нейропсихология, математическая психология и пр.), часть отраслей — к гуманитарным. Это еще раз подтверждает тот факт, что психология — это наука особого типа.

Особенность научного знания в психологии состоит в том, что оно может быть тут же проверено каждым интересующимся на собственном жизненном опыте. Такая верификация позволяет выносить оценочные суждения, обесценивающие это знание. Зачем нужна целая наука, если она утверждает очевидные, легко подтверждающиеся или опровергаемые жизнью факты? Если естественнонаучное знание в области физики, математики или астрономии доступно проверить только специалистам, то в области психологии довольно многие люди чувствуют себя опытными практиками. Многие официанты, водители, управленцы и писатели считают себя хорошими психологами. Но можно ли умеющего водить машину сравнить с шофером, занимающимся перевозками профессионально? Чем же отличается житейское психологическое знание от научного (рис. 1.1)?

Житейские знания характеризуются конкретностью, ограниченностью условий применения к задачам и ситуациям. Научное же знание стремится к обобщениям. Оно может быть применено к объяснению широкого класса проявлений психического. Научное психологическое знание имеет свою терминологию, свой язык — понятийный аппарат. Понятие — один из важнейших элементов науки. Оно отрабатывается на стыке психологической феноменологии и научной теории. В свою очередь, научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну важную черту научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны [1] .

Следующее отличие состоит в том, что житейские знания носят интуитивный характер. Часто педагоги, тренеры находят эффективные способы воспитания, а дети — способы манипуляции, экспериментируя и подмечая нужные приемы, условия, ситуации. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознаны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий. В психологии четко разработан и постоянно проверяется способ получения нового знания: существует целая отрасль психологии, которая занимается отработкой процедур получения

нового психологического знания, — экспериментальная психология. Эго очень важный и серьезный вопрос для науки.

общая характеристика психологии как науки

Рис. 1.1. Основные различия житейских и научных знаний

Еще одно отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Передача житейского знания затруднена, поскольку оно извлекается человеком из жизненного опыта и без этого опыта или без проверки знания в опыте выглядит недостоверным. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта. Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных и невербальных средств. В научном сообществе весьма актуально требование публикации нового знания и его обоснование в тексте. Передача научного знания происходит в специально организованной антропологической практике — образовании.

Также отличия касаются методов получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как было сказано выше, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии [2] .

Источник: http://studme.org/77324/psihologiya/psihologiya_sisteme_nauchnogo_chelovekoznaniya

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *