Психология как наука о душе — психология как наука о душе

23.08.2020

Впоследствии произошел переход от анимизма к гилозоизму (греч. «hyle», что означает вещество, материю и «zoe» – жизнь), который рассматривал весь мир как универсум, где космос считали живым. Границы между живым, неживым и психическим не делали. Все это рассматривали как порождение единой первичной материи (проматерии).

Психология как наука о душе

Первые упоминания о душе можно найти в мифологическом периоде и их можно обозначить термином анимизм. Душа в анимистическом учении – это особая материя, некая субстанция (например, воздух). Душой, подобной воздуху, согласно анимистическими представлениям, были наделены как живые, так и неживые существа.

психология как наука о душеНаши предки верили, что окружающий мир связан с апиту (от лат. дух, душа) – верой в скрытый за видимыми вещами сонме духов (душ). Такие духи способны были покинуть человеческое тело с последним вздохом, а по некоторым учениями (например, знаменитого философа и математика Пифагора), они бессмертны и вечно путешествуют в телах животных и растений. Древние греки называли душу словом «психе», что и дало название науке «психология».

Душа в мифологическом представлении вполне подчинена представлению о фатум, неотвратимость заранее определенной судьбы, противостоять которой было бесполезно. Черная и белая магия, которая якобы противостояла фатум, в действительности была и фатально запрограммирована способом практического действия.

Человек не был хозяином своей судьбы, от его в жизни ничего не зависело. Также в мифологическом мировоззрении наших предков можно было обнаружить синкретизм (единство мира, общества и человека).

В общественном сознании на протяжении долгих лет господствовала мифологическая картина мира, согласно которой тела заселяют души (их «двойники» или «призраки»), а жизнь полностью зависит от решений и желаний богов. Древние верили, что увидеть во сне собственную душу предрекает неминуемую погибель. Современный сонник содержит множество трактовок о душе. Однако, такие сны действительно предрекают несчастье.

Впоследствии произошел переход от анимизма к гилозоизму (греч. «hyle», что означает вещество, материю и «zoe» – жизнь), который рассматривал весь мир как универсум, где космос считали живым. Границы между живым, неживым и психическим не делали. Все это рассматривали как порождение единой первичной материи (проматерии).

Однако новое философское учение стало значительным шагом на пути познания природы психического, стало альтернативой анимизма. Гилозоизм впервые рассмотрел душу (психику) с точки зрения общих законов естества, упрочил непреложный и для современной науки постулат о начальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.

Источник: http://www.psyworld.info/psixologiya-kak-nauka-o-dushe

Психология как наука о душе

Основные этапы в истории становления психологии.

Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах.

Основными этапами развития истории психологии являются:

— I этап (до научный этап — VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

— II этап (научный период — VII-VI вв. до н.э) — данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

— III этап (экспериментальный этап — XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

— IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

Психология как наука о душе.

Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. Демокрит считал, что душа — частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ — разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески — «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По Платону она состоит из 3-х частей: вожделения (находится в животе), мужества ( в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других — разум, у третьих — мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи — воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» — вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону — лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).

Аристотель — автор первой известной работы по психологии — «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях, как образах предметов, ранее действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).

Источник: http://studopedia.ru/14_16551_psihologiya-kak-nauka-o-dushe.html

ПСИХОЛОГИЯ. НАУКА О ДУШЕ. Психологический словарь

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин «психология» дословно означает «Ученье о душе». В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся наукой психологией в теоретическом и практическом плане. В том числе и оказывающий помощь людям в определенных ситуациях.

Психология — наука о сознании

психология как наука о душе

В системе наук психология занимает совершенно особое место. И это происходит по очень конкретным причинам.

Во-первых, психология — наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

Во-вторых, в психологии «сливаются» объект и субъект познания — человек. Только в этой науке мысль поворачивает на саму себя и только здесь возможно научное сознание, становящееся самосознанием.

В-третьих, практические следствия психологии поистине уникальны. Поскольку познать нечто — это значит овладеть им, научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями — задача грандиозная, то мы можем говорить о том, что результаты психологии значительнее результатов любой другой науки.

В историческом плане можно выделить два этапа развития психологии — этап донаучной психологии и этап научной психологии. Когда речь идет о психологии, то обычно имеется в виду именно научная. Но таковой психология стала лишь в 16 веке, выделившись из философии, где все явления, изучаемые психологией именовались термином ДУША. Последующие успехи нейрофизиологии и биологии привели и к развитию собственного научно-категориального аппарата психологии, отделившейся окончательно от философии и физиологии.

В 19 веке не подвергалось сомнению и изучалось сознание — как первое, что обнаруживал человек в себе, в своем внутреннем мире. И главной задачей психологии стало познание состояния и содержания сознания.

Сознание — сущностная характеристика психики. Как порождение и функция социальных и индивидуальных процессов, оно имеет системную и смысловую организацию, придающую человеческой психике свойства, выделяющие человека из животного мира.

Психология уже накопила много фактов, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно говорить, что психология — наука не только познающая, но конструирующая, созидающая человека.

Что изучает психология?

психология как наука о душеОбъект психологии. Как уже отмечалось, психология — наука о душе. Но вопрос о душе до сих пор неразрешим с традиционных научных позиций. До сегодняшнего дня душу никак не удается обнаружить научно и доказать или опровергнуть ее существование. А уж тем более экспериментировать с ней.

В этом одна из особенностей психологии. С другой стороны, если говорить о психике, то картина существенно не изменится: психика так же остается неуловимой для традиционных научных методов. Хотя для каждого вполне очевидно существование некоей субъективной реальности — мыслей, желаний, чувств. Именно эта реальность стала основным объектом психологии как науки. И несмотря на то, что такая реальность у каждого своя, но формирование и развитие ее подчиняется определенным закономерностям, принципам, которые обнаруживает и исследует психология.

Исходя из понимания объекта, предметом психологии являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В данном случае мы говорим о фактах психической жизни, механизмах и закономерностях психики и формировании особенностей личности как сознательного субъекта деятельности и активного участника социального развития общества.

Предмет психологии менялся с течением времени. С начала развития психологии это было сознание. Однако, в первой половине 20 века, в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета в психологии. Им стало поведение человека. Таким образом, поведение — совершенно новые факты, введенные в науку и противопоставленные сознанию. Но не только поведение можно противопоставить сознанию, как предмету психологии, но и бессознательные, неосознаваемые психические процессы. Эти процессы в психологии стали изучаться особенно интенсивно в 20 столетии и очень скоро дали первые результаты, которые во многом перевернули научное сознание.

Психология, как наука, строится и развивается на основе очень конкретных и понятных принципов. Принцип детерминизма — раскрытие обусловленности явлений действием производящих их факторов. Принцип системности — трактовки явлений как внутренне связанных компонентов целостно психической организации. Принцип развития — признание, преобразование, изменение психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, возникновение новых форм психических процессов.

В ходе развития психологии и разработки ее проблем сформировался категориальный аппарат науки, где выделяются категории образа, мотива, действия, личности и другие. Этот категориальный аппарат, отображая психическую реальность, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, которые нередко приобретают и самостоятельный статус (зоопсихология, нейропсихология, психодиагностика, социальная психология, психология управления, психотерапия и др.).

психология как наука о душе

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ, СУПЕРВИЗИЮ, ПОЛУЧИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАДАТЬ НАБОЛЕВШИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО, ПОЗВОНИВ ПО ТЕЛЕФОНУ:

Источник: http://newforlife.ru/distionary/psyhologes.html

Основы и история развития психологии для души

Душа — предмет научного исследования

В переводе с древнегреческого «психология» означает «наука о душе», но ученые ставят факт существования невидимого духа под сомнение. Психологи, психиатры работают с физиологическими причинами заболеваний: травмами головы, нарушениями функциональности нервной системы. Душа не рассматривается как реально существующая субстанция. До официального признания психологии самостоятельной дисциплиной ученые изучали внутреннюю энергию.

История изучения жизненной энергии

Интерес к бессмертному началу, как жизненной энергии, отдельной от организма, впервые появился у ученых античности. У каждого философа была личная версия ее появления. Сократ разграничил физическое тело, душу, назвав последнюю нематериальной. Платон предположил наличие 3 начал:

Аристотель создал трактат, в котором разделил объекты на одушевленные (люди, животные, растения), неодушевленные (предметы). У человеческой особи дух обладает сложной формой, дает возможность мыслить, имеет божественную сущность. После смерти физической оболочки бессмертная энергия возвращается в невесомое пространство, остается там навечно.

Эксперименты и опыты

Попытки доказать наличие невидимой энергии предпринимали ученые всех эпох. Медики, изучая строение организма, обратили внимание на изменения, происходящие с телом после смерти. После остановки дыхания вес уменьшается. Часть ученых полагает это — свидетельство выхода бессмертного начала из обители.

Взаимосвязь с другими науками

психология как наука о душеДушу изучали не только психологи, философы. Основной вклад внесли теологи, религиоведы. Ученые не сомневались в наличии бессмертного начала, но представляли его по-разному. В христианстве, буддизме оно рассматривалось как бессмертная энергия, наделяющая жизнью. После смерти она попадает на суд Божий. В буддизме душа бессмертна, но не попадает к Богу до прохождения нескольких кругов перерождения.

Астрологи считали бессмертную энергию естественным каналом связи с космической энергией. Ученые оценивали качества характера, стремления, желания индивида по дате рождения, знаку зодиака. Эту область знаний относят к магии, поэтому использовать учение астрологов для доказательства нельзя.

Изучением бессмертного начала занимались и представители точных наук. Математик, физик и философ Р. Декарт представлял ее, как внутренний мир, противопоставляющийся внешнему, материальному окружению. Это послужило началом определения психологии, как науки о душе. Позднее Декарт описал стремление духа как рефлекс.

Обретение счастья

Психологические болезни называют болезнями духа. Психоэмоциональное состояние тесно связано с нравственными ориентирами, самоощущением. У здоровых людей позитивное отношение к окружающим. Они готовы помочь, стремятся к развитию. Для них ощущение счастья нормально, естественно. Таких людей характеризуют фразой: «В здоровом теле — здоровый дух».

Основные заблуждения

Поскольку для большинства психологов душа в психологии связана с религиозными канонами, многие не рассматривают проблемы пациентов как следствие душевных нарушений. Поэтому верующие люди не обращаются к психотерапевтам. Это разделение мешает им вовремя получить помощь. Невежество, предрассудки, личные особенности индивидов не должны препятствовать восстановлению психического здоровья.

Источник: http://mystroimmir.ru/psihologiya/dlya-dushi.html

Этап. Психология как наука о Божественной и бессмертной душе.

Данный этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа – бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «Божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний.

4 этап. Психология как наука о сознании (сознанием называли способность человека думать и чувствовать).Основой метод здесь – это интроспекция (самонаблюдение). Рене Декарт ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму – то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. В частности, подобные взгляды пропагандировали английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри, написавший книгу «Человек-машина». Помимо указанного сочинения он написал еще две работы – «Естественная история души» и «Человек – больше, чем машина», в которых отстаивал материалистический взгляд на психику.

Еще одно направление научной мысли того периода – «эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Его яркий представитель – Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта.

Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические явления с позиций рефлекторной теории. Он открыл феномен «центрального торможения» в нервной системе и предположил наличие рефлексов, возникающих изнутри человеческого организма. Ему также принадлежат законы мышечного сокращения, в частности «закон активного отдыха», который гласит, что лучший отдых – это смена деятельности.

5 этап. Психология как наука о поведении.Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления был Б. Ф. Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основной метод здесь – создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами (рис. 1.11).

Рис. 1.11.Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Бихевиористы использовали механизм условных рефлексов для объяснения сложных поведенческих актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) – основа преобразования внешней среды – переходный этап к осознанной деятельности человека.

6 этап. Психология как наука о бессознательном.Параллельно науке о поведении развивалась наука о бессознательном, то есть о том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека (подробнее об этом см. раздел 19.3).

Для выявления этих трех компонентов психики З. Фрейд разработал новый метод – психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций».

7 этап. Изучение механизмов функционирования психики.Данный этап начался с первой трети ХХ века и продолжается до настоящего времени. При этом психология опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.

Среди ученых, представителей данного этапа, можно назвать Джеймса Олдса, впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей.

Благодаря исследованиям ученых различных специальностей психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека.

Источник: http://megalektsii.ru/s47115t3.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *