«Пусть государство меня спасает»: почему во время кризиса мы впадаем в детство

29.04.2020

Почему в период кризисов многие из нас занимают детскую позицию и ждут, когда за нас все решат «наверху»? Что мы можем и должны сделать сами, когда мир переворачивается с ног на голову?

 
 

«Пусть государство меня спасает»: почему во время кризиса мы впадаем в детство

«Я плачу налоги регулярно, меня обложили со всех сторон! Когда мой бизнес был успешным, я платил, — делится малый предприниматель Антон. — А сейчас мой бизнес встал из-за коронавируса и самоизоляции. Ремонтировать автомобили онлайн невозможно. Я уже в минусе, и что будет дальше — для меня очевидно. Я стану банкротом. Читаю то, что предлагается в других странах таким, как я, и удивляюсь: почему меня мое государство так не поддерживает? Но я уже привык, что не надо ни на кого рассчитывать. Буду как-то выкручиваться, пока не знаю как».

Самые большие потери несут сейчас те, чей доход и активность завязаны на работе с людьми, физическое присутствие которых просто необходимо. И позиция Антона вполне понятна. Но есть и другая категория людей — тех, кто «может, но не хочет».

«Не я это придумала — все эти карантины и жесткий контроль за передвижением. Я вообще считаю проблему с коронавирусом надуманной. Это политика, в которую играют всем миром. При чем здесь я? Кто затеял это все, тот пусть и отдувается. Пусть решает, как мне помочь», — рассуждает менеджер по продажам Ирина.

Почему такие разные реакции на одно и то же событие? Как понять, где заканчивается ответственность государства за своих граждан и где начинается наша собственная ответственность за происходящее в нашей жизни? На что мы можем повлиять сами, а с чем нам стоит смириться и ждать помощи «сверху»?

В каждой стае есть лидер 

«Специалистами отмечено, что в периоды кризиса человеку свойственно психологически регрессировать. Биологическая целесообразность такого отката психики к более простым «настройкам» понятна: они надежны и испытаны временем, а это важно в экстремальных условиях, — комментирует гештальт-терапевт Дмитрий Петров. — Как известно, разделение функций делает сообщество более эффективным и позволяет выживать в трудные времена.

Поэтому у всех стайных млекопитающих есть особь, берущая на себя функцию лидерства. И на протяжении всей истории человечества у любых групп были лидеры — те, кто берет на себя ответственность за принятие решений».

Ответственность за себя затратна, считает Дмитрий Петров. «Нужно вникать в происходящее, критически его оценивать, формировать собственную позицию, делать выбор, иногда очень трудный. Поэтому проще следовать за кем-то, кто примет решение и скажет, куда идти.

Требования к лидеру зависят от уровня персональной ответственности

Даже сторонники либеральной экономической школы полагают, что в периоды кризисов (эпидемий, стихийных бедствий, войн, экономических потрясений) именно государство должно брать на себя функцию дирижера, подчинив всех и все цели преодоления кризиса и выживания. И это вполне логично — от слаженных действий зависит общее благополучие».

Но если лидеры по определению есть в любой стае и группе, будь то семья или целая страна, то где заканчиваются их полномочия и начинается зона личной ответственности каждого? На что может рассчитывать рядовой член группы?

«Ожидания и требования, предъявляемые лидеру, зависят от уровня персональной ответственности и самосознания каждого члена сообщества, — продолжает психолог. — Где-то лидер (власть) лишь координирует всеобщие усилия, отчитываясь перед группой. И тогда от такого руководителя ожидают рационального и эффективного согласования усилий вполне самостоятельных и ответственных членов общества. Такой подход, конечно, заставляет находиться в интеллектуальном тонусе и критически осмысливать происходящее, но при нем учитываются интересы всех членов общества».

Слияние матери и младенца 

Есть «стаи», которые возлагают на лидера если не все, то многие ожидания. От него хотят, чтобы он был и идеологом, и судьей, и защитником, и кормильцем, и заступником, считает гештальт-терапевт. «Ну ни дать ни взять отец родной. Здесь коммуникация власти и общества выглядит так: мы будем послушными, а ты нас корми и думай за нас. Но только так, чтобы нам понравилось.

Это, на мой взгляд, позиция зависимая и инфантильная. В гештальт-терапевтическом подходе есть такой термин — слияние. Это такое состояние, когда мои личные границы как бы растворяются. Где мои потребности, а где твои, где моя ответственность, а где твоя, определить невозможно, мы стали будто бы одним целым. Самый наглядный пример такого слияния — отношения матери и младенца».

Находиться в слиянии с государством, ждать, что за тебя все решат, довольно наивно для взрослого человека

Младенец не только не в состоянии позаботится о себе, но даже не осознает своих потребностей, поясняет психолог. Их распознает мать. Ребенок зависим от нее и может только ждать или возмущенно кричать, когда что-то идет не так. В состоянии слияния пребывают влюбленные, особенно на первых порах.

Но даже из такого прекрасного симбиоза нужно периодически выходить, иначе можно совсем себя потерять, убежден Дмитрий Петров. «А уж находиться в слиянии с государством, ждать, что за тебя все решат, тебя направят, предвосхитят твои желания и позаботятся о тебе, как о себе родном, довольно наивно для взрослого человека».

За очевидную выгоду (ни за что не отвечать и считать себя вправе возмущаться) приходится дорого платить — необеспеченными и нереализованными потребностями, прошедшей мимо или «недопрожитой» жизнью.

Автор своей жизни 

Но если обе стороны это устраивает, зачем отказываться от такого негласного контракта? «Штука в том, что ответственность и права неразделимы — так уж устроен здоровый социум, — поясняет Дмитрий Петров. — Поэтому, отказываясь от личной ответственности за себя, мы отдаем и бразды правления нашей жизнью.

Мы перестаем контролировать происходящее и становимся объектами, расходным материалом в чьих-то проектах. Мы перестаем быть авторами своей жизни. Беда еще и в том, что, если власти не справятся со своими функциями или, хуже того, начнут халтурить и жульничать, изменить мы ничего не сможем — рычагов воздействия у нас уже не будет».

Что же нужно для того, чтобы сделать свою жизнь наполненной и интересной, вернуть авторство своей жизни? Во-первых, признать собственную ответственность за происходящее (равно как и не происходящее) с нами. Во-вторых, практиковать осознанность — ясный взгляд на себя и происходящее вокруг.

Структурирование времени и завершение намеченного возвращают нам ощущение контроля

Для этого мы можем задавать себе нехитрые вопросы:

В условиях вирусной пандемии непредсказуемость и неопределенность объективно вызывают стресс. Поэтому нам важно самим позаботиться о своем психологическом здоровье. Что здесь можно предпринять?

«Деятельное участие в ситуации возвращает чувство влияния. Занимайтесь всем, до чего вы в состоянии дотянуться, — рекомендует Дмитрий Петров. — Находясь в изоляции, структурируйте свою повседневную жизнь. Определите время пробуждения и отхода ко сну. Наметьте перечень каждодневных рутинных домашних дел. Составьте нехитрое меню на несколько дней и готовьте еду в соответствии с ним.

Важно, чтобы это были какие-то простые вещи. Но они должны обязательно выполняться — это важно! Структурирование времени и завершение намеченного возвращают нам ощущение контроля, делают нас более устойчивыми психологически».

«Пусть государство меня спасает»: почему во время кризиса мы впадаем в детство

Об эксперте

Дмитрий Петров — гештальт-терапевт, психиатр-нарколог, член Европейской ассоциации гештальт-терапии (EAGT). Подробнее на его сайте.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *