Образ царя Ивано Грозного в; Песне про купца Калашникова; М — как выражено в песне отношение народа к царю и его приближенным
14.06.2020Иоанн Васильевич, в поздней историографии Иван IV Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва — великий князь Московский и всея Руси (с 1533).
Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских.
Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде.
Пришёл к власти в очень раннем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1560 г. Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя, в результате приведшее страну к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права.
По моему мнению, в произведении царь предстаёт обычным человеком, хоть и с завышенным самомнением и полномочиями. Например, эпизод, где опричник рассказывет царю о своей страсти к Алёне Дмитриевне, Иван Васильевич даёт ему дружеский совет и драгоценности, для того, что бы опричник выполнил своё желание. В эпизоде, где купец Калашниковубивает Кирибеевича, царь приказывает сразу «привесть его (купца) пред лицо своё».
Отношение же царя к окружающим варьируется. к Кирибеевичу он относится местами по-дружески, местами покровительственно, где-то гневается на него.
К Калашникову же отношение царя с самого начала было негативным. И это обосновано. Ведь купец убил любимого царского опричника. После царь немного успокаивается и принимает верное, на мой взгляд решение.
Казнь купца справедлива по указанной мною выше причине: убийство опричника. Ведь виновный должен ответить за нанесение вреда лицу, приближённому к царю.
Царская справедливост и, я бы даже сказал, снисходительность выражается в том, что он наказал купца за убийство опричника, но обещал поддержать его семью.
Таким в моём представлении предстаёт царь Иван Васильевич в произведении М. Ю. Леромонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»
Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
Скачать сочинение | |||
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Иоанн Васильевич, в поздней историографии Иван IV Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва — великий князь Московский и всея Руси (с 1533).
Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских.
Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде.
Пришёл к власти в очень раннем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1560 г. Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя, в результате приведшее страну к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права.
По моему мнению, в произведении царь предстаёт обычным человеком, хоть и с завышенным самомнением и полномочиями. Например, эпизод, где опричник рассказывет царю о своей страсти к Алёне Дмитриевне, Иван Васильевич даёт ему дружеский совет и драгоценности, для того, что бы опричник выполнил своё желание. В эпизоде, где купец Калашниковубивает Кирибеевича, царь приказывает сразу «привесть его (купца) пред лицо своё».
Отношение же царя к окружающим варьируется. к Кирибеевичу он относится местами по-дружески, местами покровительственно, где-то гневается на него.
К Калашникову же отношение царя с самого начала было негативным. И это обосновано. Ведь купец убил любимого царского опричника. После царь немного успокаивается и принимает верное, на мой взгляд решение.
Казнь купца справедлива по указанной мною выше причине: убийство опричника. Ведь виновный должен ответить за нанесение вреда лицу, приближённому к царю.
Царская справедливост и, я бы даже сказал, снисходительность выражается в том, что он наказал купца за убийство опричника, но обещал поддержать его семью.
Таким в моём представлении предстаёт царь Иван Васильевич в произведении М. Ю. Леромонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.»
41613 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
Смотрите также по произведению «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00453431286212013564/
Народная историческая песня Правеж
Исторические песни 16 века воспевают и повествуют об Иване Грозном, рассказывая нам о его походах, о событиях из личной жизни царя, о его борьбе с изменой, в том числе мы сразу же вспоминаем песню, что рассказывает нам, как Грозный убивает сына. Есть песни, которые раскрывают характер царя и в бытовых условиях, так, хорошим примером может стать народная историческая песня Правеж.
Правеж песня
Историческая песня Правеж рассказывает нам о том, как царь, который проезжал мимо площади, стал свидетелем расправы над одним молодцем. Кстати, само слово Правеж — это название суда в Древней Руси во время которого подсудимого наказывали физической расправой. Так вот, народная историческая песня Правеж, которую мы изучаем в 8 классе, рассказала нам о том, как проезжая мимо площади, царь увидел расправу над добрым молодцем. Его поставили нагого, босого и бьют. Сам молодец старается сдерживать крик, а вот слезы скрыть не получается. Царь поинтересовался у бурмистров целовальничков, за что они наказывают молодца. Но ответ их не устроил царя и он спросил у молодого человека, почему его наказывают. Тот и рассказал, что золото он не украл, а отбил у воров, само же богатство раздал в заведения, где поил всех, одевал нищих и босых. И здесь в анализе песни правеж мы видим справедливое решение царя, который заставил целовальничков заплатить молодцу за каждый удар, да еще и выплатить моральную компенсацию.
Как именно выражено в песне отношение народа к царю и приближенным? Познакомившись с песней и сделав анализ исторической песни Правеж, мы видим только положительное отношение народа к царю, хоть самого царя и считали грозным, но с его справедливостью не поспоришь, и я также поддерживаю его в принятом решении.
Если найти эпитеты, характеризующие Ивана Грозного, то это будут два слова: грозный и православный. Из этого следует, что царь был строгий, многие его боялись, но при этом каждое его решение было справедливым, так как он был православным и жил по законам православия.
Какими чувствами проникнута песня Правеж? Как мне кажется, песня проникнута чувством справедливости, ведь как ни как, а царь действительно принял верное решение и это говорит о том, что страна была в надежных и справедливых руках.
Источник: http://sochinyshka.ru/narodnaya-istoricheskaya-pesnya-pravezh.html
СПАДИЛО.РУ
сочинение по литературе 7 класса
История создания
«Песня…» была написан М. Ю. Лермонтовым в 1837 г. во время отбывания кавказской ссылки за стихотворение на смерть Пушкина. Явная связь произведения с историческими песнями и былинами позволяет предположить, что поэт в работе обращался к помощи своего близкого друга С. А. Раевского — знатока и собирателя русского фольклора.
Поначалу цензура не хотела пропускать в печать поэму человека, осужденного за либеральные убеждения. «Песня…» была опубликована (без указания авторства) только после личного обращения Жуковского к министру народного просвещения графу Уварову.
Смысл названия
Полное название поэмы — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В названии не только перечислены главные герои, но им дана определенная характеристика. На первом месте стоит царь, уважительно называемый по имени-отчеству. Опричник остается безымянным, его главное отличительное качество — молодость. Положительный герой назван последним только по фамилии. Несмотря на удальство купец практически бесправен.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — величие исторического прошлого.
Большая часть творчества Лермонтова была связана с неудовлетворенностью современной действительностью. Ранние юношеские сюжеты постепенно сменяются конкретно-историческими народными темами. В «Песне» поэт переносится в далекую героическую эпоху, полную славы и великих дел.
Период Опричнины оставил глубокий след в русской истории. Иван Грозный, провозгласив себя первым русским царем, добился ничем не ограниченной власти. Любой неугодный ему человек мог быть схвачен опричниками и немедленно казнен.
Роскошный пир государя подчеркивает его могущество. Ивана не случайно прозвали Грозным. Его приводит в гнев невнимание молодого опричника. Родственник Малюты Скуратова Кирибеевич жалуется господину, что полюбил жену купца.
Опасаясь цензурных нападок, Лермонтов не приводит ответ могущественного монарха. Логично предположить, что именно государь посоветовал своему любимцу Кирибеевичу завладеть женщиной хитростью или силой.
Алене Дмитриевне с трудом удается вырваться из объятий Кирибеевича, который уверен, что останется безнаказанным. Однако купец Калашников не намерен терпеть бесчестье даже от царских приближенных («А такой обиды не стерпеть душе да не вынести сердцу молодецкому»). Чтобы решиться на месть Кирибеевичу, нужно было обладать огромным мужеством. Степан Парамонович становится символом сопротивления деспотизму и произволу.
Калашников не намерен действовать исподтишка. Он выбирает самый прямой путь — честный кулачный поединок. Кулачные бои в то время являлись одним из главных развлечений. Они нередко заканчивались смертью одного из противников.
Молодой Кирибеевич еще не знал поражений. Многий бойцов он уже отправил на тот свет. Степан Парамоныч смело выходит на смертельный поединок с непобедимым опричником. На стороне Кирибеевича сила и опыт, купца Калашникова поддерживает правда («И жил я по закону Господнему: не позорил я чужой жены»).
Недолгая битва заканчивается смертью Кирибеевича. От ответа Калашникова царю зависит многое. Грозный мог бы простить неумышленное убийство и поставить купца на место любимого опричника. Однако Степан Парамоныч честно отвечает, что хотел убить противника, «а за что про что… скажу только Богу единому». Царю нравится смелость купца. Он в любом случае приговаривается к казни, но царских милостей удостоятся жена, дети и братья Калашникова.
Поведение Степана Пармоныча вызывает неподдельное уважение. Его «лютая» и «позорная» казнь служит укором деспотичному царю, при котором расцветает произвол знати над честными людьми.
Проблематика
В «Песне» Лермонтов ставит проблему, ярко выраженную впоследствии в стихотворении «Дума». Современное поэту поколение не идет ни в какое сравнение со своими великими предками. В прошлом наравне с могущественными тиранами стояли мужественные простые люди, отважно бросавшие вызов деспотизму. Поступок Степана Парамоныча заслуживает славы и будет увековечен в народной памяти. В эпоху николаевской реакции таких людей уже нет.
Композиция
По структуре поэма также максимально приближена к исторической песне. Она состоит из трех основных частей (пир Ивана Грозного, нападение Кирибеевича на Алену Дмитриевну, кулачный бой и казнь Калашникова), разделенных традиционными «присказками» гусляров.
Чему учит автор
Лермонтов иносказательно дает пример поведения своим современникам. Поэта поразила реакция (вернее, ее отсутствие) общества на смерть Пушкина. Полностью покорное и равнодушное поколение не может рассчитывать на благодарность потомков, которым придется искать идеалы в очень далеком прошлом.
Источник: http://spadilo.ru/analiz-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha/
Литература. 8 класс. Часть 1 PDF
- Объем: 273 стр.
- Жанр:у чебная литература, я зыкознание
- Теги:8 класс, з адания по литературе, у чебники по литературе, х рестоматии, ш кольная программаРедактировать
Обращаем Ваше внимание, что настоящий учебник не входит в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования на 2015/2016 учебный год. Тем не менее, это издание учебника продолжает активно использоваться в школах России и других государств.
Учебник-хрестоматия для учащихся 8 класса входит в серию учебных пособий, создаваемых по единой программе литературного образования (5—11 классы), составленной Т. Ф. Курдюмовой.
В основу учебника-хрестоматии «Литература. 8 класс» поставлена проблема литературы и времени, исторического прошлого и его осмысления в художественном произведении.
- Возрастное ограничение: 0+
- Дата выхода на ЛитРес: 24 ноября 2014
- Дата написания: 2013
- Объем: 273 стр.
- ISBN: 978-5-358-11348-0, 978-5-358-11349-7
- Общий размер: 2 MB
- Общее кол-во страниц: 273
- Размер страницы:
- Редактор:
- Правообладатель: «Корпорация «Российский учебник»
Оставьте отзыв
Напишите отзыв и получите 100 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес
Источник: http://www.litres.ru/raznoe/literatura-8-klass-chast-1-8611324/
- Треугольник Карпмана в психологии: созависимые отношения - треугольник карпмана созависимые отношения как выйти из них
- Охранять природу — значит охранять жизнь - как будет звучать золотое правило морали если его дополнить отношением к природе
- Как сохранить отношения с любимым человеком - 11 правил – - как сохранить отношения
- Где познакомиться с мужчиной после 40 - как познакомиться с мужчиной для серьезных отношений в 40 лет
- Отношение чисел - как найти отношение
- Право как регулятор общественных отношений; Студопедия - право как регулятор общественных отношений
- Уровень безработицы - уровень зарегистрированной безработицы определяется как отношение
- Песнь о вещем Олеге как раскрываются отношения могучего - как раскрываются отношения могучего владыки
- Сказка Журавль и цапля начинается сказка? Что это за - как вы считаете каково отношение сказительницы к журавлю и цапле
- Русский язык - расскажите как менялся характер васи и его отношение к жизни после встречи с детьми подземелья
Добавить комментарий