Уровень безработицы — уровень зарегистрированной безработицы определяется как отношение

12.06.2020

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности активной рабочей силы, то есть той части трудоспособного населения, которая занята активным поиском работы. Это отношение выражают в процентах.

Уровень безработицы. 1675

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности активной рабочей силы, то есть той части трудоспособного населения, которая занята активным поиском работы. Это отношение выражают в процентах.

В экономической теории широко применяется термин«полная занятость», который в общем плане определяется как такая ситуация в экономике, когда в производство вовлечены все пригодные для него ресурсы.

Применительно к рынку труда «полная занятость» не означает абсолютного отсутствия безработицы. Поскольку фрикционная и структурная безработица всегда существуют, постольку «полная занятость» всегда меньше 100% трудоспособного населения. Другими словами: при «полной занятости» уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы, циклическая безработица равна нулю.

Уровень безработицы при «полной занятости» называется «естественным уровнем безработицы»(т.е. совокупная величина фрикционной и структурной безработицы). Современная статистика определяет его в пределах 5-6% активной рабочей силы. Как отмечалось, «естественный уровень безработицы» рассматривается в теории (особенно в кейнсианской школе) как явление полезное для экономики, поскольку эта часть трудовых ресурсов может служить источником дополнительной рабочей силы в период экономического подъема.

Фактический уровень безработицы может отклоняться от «естественного». Более низкие показатели достигались в достаточно редких случаях. Например, в период Второй Мировой войны и послевоенного восстановления экономики в европейских государствах наблюдалась «сверхзанятость» — спрос на рабочую силу был почти неограничен, сверхурочные работы, привлечение иностранной рабочей силы были обычным явлением.

Реальная ситуация на рынке труда может искажаться за счет того, что официальная статистика учитывает в качестве безработных лишь тех граждан, которые зарегистрированы в службах занятости как претенденты на получение пособия по безработице. Те же граждане, которые заняты самостоятельным поиском работы, или прекратили поиск, потеряв надежду найти работу, официальной статистикой не учитываются. В этой связи выделяется понятие «скрытая безработица». Чтобы получить реальную картину, к официальным показателям необходимо прибавлять и тех людей, которые могли бы работать, если бы не считали, что поиски работы бесполезны. Официальная же статистика рассматривает таких людей как выбывших из состава рабочей силы. Чтобы устранить указанное расхождение между официальными и реальными показателями безработицы, часто используется методика Международной организации труда (МОТ), которая предполагает проведение выборочных опросов среди определенных групп населения. Эти опросы позволяют определить масштабы скрытой безработицы.

Недостаток официальных данных заключается также и в том, что в качестве безработных не учитываются те граждане, которые не имеют постоянной работы, вынуждены довольствоваться случайными, нерегулярными заработками. Лица, работающие неполный рабочий день (неполную рабочую неделю) рассматриваются как полностью занятые.

Источник: http://studepedia.org/index.php?post=98168&vol=1

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности активной рабочей силы

Активная рабочая сила – это та часть трудоспособного населения, которая занята в общественном производстве или находится в состоянии активного поиска работы. Другими словами: активная рабочая сила – это сумма работающих и безработных, активно ищущих работу (то есть зарегистрированных в службе занятости).

В экономической теории широко применяется термин «полная занятость», который в общем плане определяется как такая ситуация в экономике, когда в производство вовлечены все пригодные для него ресурсы.

Применительно к рынку труда «полная занятость» не означает абсолютного отсутствия безработицы. Поскольку фрикционная и структурная безработица всегда существуют, постольку «полная занятость» всегда меньше 100% трудоспособного населения. Другими словами: при «полной занятости» уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы, циклическая безработица равна нулю.

Уровень безработицы при «полной занятости» называется «естественным уровнем безработицы» (т.е. совокупная величина фрикционной и структурной безработицы). Современная статистика определяет его в пределах 5-6% активной рабочей силы. Как отмечалось, «естественный уровень безработицы» рассматривается в теории (особенно в кейнсианской школе) как явление полезное для экономики, поскольку эта часть трудовых ресурсов может служить источником дополнительной рабочей силы в период экономического подъема.

Фактический уровень безработицы может отклоняться от «естественного». Более низкие показатели достигались в достаточно редких случаях. Например, в период Второй Мировой войны и послевоенного восстановления экономики в европейских государствах наблюдалась «сверхзанятость» — спрос на рабочую силу был почти неограничен, сверхурочные работы, привлечение иностранной рабочей силы были обычным явлением. Но более устойчивым является, такое состояние рынка труда, когда фактическая безработица выше «естественной». Для всей послевоенной истории стран с развитой рыночной экономикой характерна хроническая безработица. Она не только превышает естественный уровень, но не снижается даже в условиях экономического подъема.

Реальная ситуация на рынке труда может искажаться за счет того, что официальная статистика учитывает в качестве безработных лишь тех граждан, которые зарегистрированы в службах занятости как претенденты на получение пособия по безработице. Те же граждане, которые заняты самостоятельным поиском работы, или прекратили поиск, потеряв надежду найти работу, официальной статистикой не учитываются. В этой связи выделяется понятие «скрытая безработица». Чтобы получить реальную картину, к официальным показателям необходимо прибавлять и тех людей, которые могли бы работать, если бы не считали, что поиски работы бесполезны. Официальная же статистика рассматривает таких людей как выбывших из состава рабочей силы. Чтобы устранить указанное расхождение между официальными и реальными показателями безработицы, часто используется методика Международной организации труда (МОТ), которая предполагает проведение выборочных опросов среди определенных групп населения. Эти опросы позволяют определить масштабы скрытой безработицы.

Недостаток официальных данных заключается также и в том, что в качестве безработных не учитываются те граждане, которые не имеют постоянной работы, вынуждены довольствоваться случайными, нерегулярными заработками. Лица, работающие неполный рабочий день (неполную рабочую неделю) рассматриваются как полностью занятые.

Дата публикования: 2015-01-15 ; Прочитано: 655 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/7-172132.html

32.3. УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ. УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ И ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

Уровень безработицы ? это удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Экономически активное население (занятая рабочая сила) ? это часть населения, обеспечивающая создание товаров и услуг.

Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром благополучия экономики.

В России экономически активное население в 2002 г.

составило 72,2 млн. чел., из них безработных ? 7,1 млн. чел., отсюда официальный уровень безработицы ? 9,0%1.

В то же время численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости2 в 2000 и 2001 гг., составляет 1,5%.

Что касается прогноза на рынке труда, то, по данным Минэкономразвития, уровень общей безработицы составит в 2005 г. 10,3%.

Безработица ? относительно новый для России феномен.

Исходя из данных показателей мы видим, что решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных государственных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Прогноз показателей занятости и безработицы в Российской Федерации* (в среднегодовом исчислении)

уровень зарегистрированной безработицы определяется как отношение

Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда. Установлено, что весьма незначительная часть российских безработных обращается за официальной регистрацией в государственные службы занятости. Этот феномен стал одной из главных «загадок» российского рынка труда.

Что касается регистрируемой безработицы, то основу ее измерения составляет административная информация о клиентах государственных служб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают тем преимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдение и отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу для формирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности для оценки ее масштабов и степени эффективности.

Основные принципы регистрации безработных установлены Законом о занятости населения. В соответствии с ним официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3). Хотя в этом определении упоминаются критерии отсутствия работы, ее поиска и готовности к ней приступить, методологически оценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы. Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствии со стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статуса безработного.

Существует несколько альтернативных показателей, которые могут использоваться для оценки масштабов поисковой активности на рынке труда в той части, в какой она отслеживается государственными службами занятости:

• общая численность лиц, обратившихся в ГСЗ по вопросам трудоустройства;

• численность лиц, не занятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости. В их число не входят те, кто, имея работу, ищут альтернативную или дополнительную занятость, а также учащиеся и студенты дневной формы обучения;

• численность лиц, зарегистрированных в ГСЗ в качестве безработных. По сравнению с предыдущей эта категория является более узкой и не включает: а) молодых людей до 16 лет; б) пенсионеров; в) лиц, отказавшихся в течение 10 дней со дня обращения от двух вариантов подходящей работы, а также лиц, отказавшихся от двух вариантов профессиональной подготовки или двух предложений оплачиваемой работы (в том случае, если они не имели профессии и искали работу впервые); г) лиц, не явившихся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы; д) лиц, не явившихся в срок, установленный для их регистрации в качестве безработных. К безработным не относятся также лица, прошедшие первичную регистрацию и ждущие решения о присвоении им статуса безработного, и лица, направленные для прохождения обучения и переобучения, которые на этот период квалифицируются как занятые;

• численность безработных, которым назначено пособие по безработице. Пособие назначается не всем зарегистрированным безработным. В частности, оно не предоставляется тем, кто уже исчерпал право на его получение.

На начало 2000 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигает 20?23%, а в ряде регионов страны ? существенно выше этой усредненной величины: в районах Севера, малых городах России, ряде закрытых зон, районах дислокации предприятий легкой и угольной промышленности и в устойчиво депрессивных регионах (в частности, Кавказа), превращающихся постепенно в зоны застойной безработицы.

Наряду с понятием «безработица» в экономическом анализе используется другое, не менее важное понятие ? «полная занятость».

Источник: http://textbooks.studio/ekonomicheskaya-teoriya-uchebnik/323-uroven-bezrabotitsyi-uroven-obschey.html

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ. УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ И ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

Уровень безработицы ¾ это удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Экономически активное население (занятая рабочая сила) ¾ это часть населения, обеспечивающая создание товаров и услуг.

Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром благополучия экономики.

В России экономически активное население в 2002 г. составило 72,2 млн. чел., из них безработных ¾ 7,1 млн. чел., отсюда официальный уровень безработицы ¾ 9,0% 1 .

В то же время численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости 2 в 2000 и 2001 гг., составляет 1,5%.

Что касается прогноза на рынке труда, то, по данным Минэкономразвития, уровень общей безработицы составит в 2005 г. 10,3%.

Безработица ¾ относительно новый для России феномен.

Исходя из данных показателей мы видим, что решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных государственных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Таблица 32.1

Прогноз показателей занятости и безработицы в Российской Федерации*
(в среднегодовом исчислении)

уровень зарегистрированной безработицы определяется как отношение

Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда. Установлено, что весьма незначительная часть российских безработных обращается за официальной регистрацией в государственные службы занятости. Этот феномен стал одной из главных «загадок» российского рынка труда.

Что касается регистрируемой безработицы,то основу ее измерения составляет административная информация о клиентах государственных служб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают тем преимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдение и отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу для формирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности для оценки ее масштабов и степени эффективности.

Основные принципы регистрации безработных установлены Законом о занятости населения. В соответствии с ним официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3). Хотя в этом определении упоминаются критерии отсутствия работы, ее поиска и готовности к ней приступить, методологически оценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы. Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствии со стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статуса безработного.

Существует несколько альтернативных показателей, которые могут использоваться для оценки масштабов поисковой активности на рынке труда в той части, в какой она отслеживается государственными службами занятости:

¨ общая численность лиц, обратившихся в ГСЗ по вопросам трудоустройства;

¨ численность лиц, не занятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости. В их число не входят те, кто, имея работу, ищут альтернативную или дополнительную занятость, а также учащиеся и студенты дневной формы обучения;

¨ численность лиц, зарегистрированных в ГСЗ в качестве безработных. По сравнению с предыдущей эта категория является более узкой и не включает: а) молодых людей до 16 лет; б) пенсионеров; в) лиц, отказавшихся в течение 10 дней со дня обращения от двух вариантов подходящей работы, а также лиц, отказавшихся от двух вариантов профессиональной подготовки или двух предложений оплачиваемой работы (в том случае, если они не имели профессии и искали работу впервые); г) лиц, не явившихся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы; д) лиц, не явившихся в срок, установленный для их регистрации в качестве безработных. К безработным не относятся также лица, прошедшие первичную регистрацию и ждущие решения о присвоении им статуса безработного, и лица, направленные для прохождения обучения и переобучения, которые на этот период квалифицируются как занятые;

¨ численность безработных, которым назначено пособие по безработице. Пособие назначается не всем зарегистрированным безработным. В частности, оно не предоставляется тем, кто уже исчерпал право на его получение.

На начало 2000 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигает 2023%, а в ряде регионов страны ¾ существенно выше этой усредненной величины: в районах Севера, малых городах России, ряде закрытых зон, районах дислокации предприятий легкой и угольной промышленности и в устойчиво депрессивных регионах (в частности, Кавказа), превращающихся постепенно в зоны застойной безработицы.

Наряду с понятием «безработица» в экономическом анализе используется другое, не менее важное понятие ¾ «полная занятость».

Рекомендация:

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 19 ; Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.com/1-155923.html

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ. УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ И ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

Уровень безработицы ¾ это удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Экономически активное население (занятая рабочая сила) ¾ это часть населения, обеспечивающая создание товаров и услуг.

Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром благополучия экономики.

В России экономически активное население в 2002 г. составило 72,2 млн. чел., из них безработных ¾ 7,1 млн. чел., отсюда официальный уровень безработицы ¾ 9,0% 1 .

В то же время численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости 2 в 2000 и 2001 гг., составляет 1,5%.

Что касается прогноза на рынке труда, то, по данным Минэкономразвития, уровень общей безработицы составит в 2005 г. 10,3%.

Безработица ¾ относительно новый для России феномен.

Исходя из данных показателей мы видим, что решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных государственных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Таблица 32.1

Прогноз показателей занятости и безработицы в Российской Федерации*
(в среднегодовом исчислении)

Устойчивый разрыв между общей и регистрируемой безработицей составляет одну из наиболее парадоксальных черт российского рынка труда. Установлено, что весьма незначительная часть российских безработных обращается за официальной регистрацией в государственные службы занятости. Этот феномен стал одной из главных «загадок» российского рынка труда.

Что касается регистрируемой безработицы,то основу ее измерения составляет административная информация о клиентах государственных служб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают тем преимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдение и отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу для формирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности для оценки ее масштабов и степени эффективности.

Основные принципы регистрации безработных установлены Законом о занятости населения. В соответствии с ним официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3). Хотя в этом определении упоминаются критерии отсутствия работы, ее поиска и готовности к ней приступить, методологически оценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы. Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствии со стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статуса безработного.

Существует несколько альтернативных показателей, которые могут использоваться для оценки масштабов поисковой активности на рынке труда в той части, в какой она отслеживается государственными службами занятости:

¨ общая численность лиц, обратившихся в ГСЗ по вопросам трудоустройства;

¨ численность лиц, не занятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в службах занятости. В их число не входят те, кто, имея работу, ищут альтернативную или дополнительную занятость, а также учащиеся и студенты дневной формы обучения;

¨ численность лиц, зарегистрированных в ГСЗ в качестве безработных. По сравнению с предыдущей эта категория является более узкой и не включает: а) молодых людей до 16 лет; б) пенсионеров; в) лиц, отказавшихся в течение 10 дней со дня обращения от двух вариантов подходящей работы, а также лиц, отказавшихся от двух вариантов профессиональной подготовки или двух предложений оплачиваемой работы (в том случае, если они не имели профессии и искали работу впервые); г) лиц, не явившихся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы; д) лиц, не явившихся в срок, установленный для их регистрации в качестве безработных. К безработным не относятся также лица, прошедшие первичную регистрацию и ждущие решения о присвоении им статуса безработного, и лица, направленные для прохождения обучения и переобучения, которые на этот период квалифицируются как занятые;

¨ численность безработных, которым назначено пособие по безработице. Пособие назначается не всем зарегистрированным безработным. В частности, оно не предоставляется тем, кто уже исчерпал право на его получение.

На начало 2000 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигает 2023%, а в ряде регионов страны ¾ существенно выше этой усредненной величины: в районах Севера, малых городах России, ряде закрытых зон, районах дислокации предприятий легкой и угольной промышленности и в устойчиво депрессивных регионах (в частности, Кавказа), превращающихся постепенно в зоны застойной безработицы.

Наряду с понятием «безработица» в экономическом анализе используется другое, не менее важное понятие ¾ «полная занятость».

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

1 Численность безработных, по методологии МОТ, определяется на основе обследований Госкомстата России и включает лиц в возрасте 15-72 лет, не имеющих занятия, но активно их ищущих и готовых приступить к работе немедленно, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

2 Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, определяется на основе статистических данных органов службы занятости и включает трудоспособных граждан в возрасте 16-54 лет.

Источник: http://lektsia.com/3x8e1d.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *