Недовольны своей внешностью? Включайте чувство юмора!

22.06.2019

У вас портится настроение, когда вы разглядываете фото моделей или звезд экрана? Ничего удивительного: медиа навязывают нам идеализированные, недостижимые стандарты красоты. Вместе с тем желание соответствовать эталону может снизить самооценку и даже привести к психическим расстройствам. Как не поддаваться влиянию гламурных образов, рассказывает психолог Рене Энгельн.

 

Недовольны своей внешностью? Включайте чувство юмора!

Все, кто периодически заглядывает в Инстаграм, видели это чудо. Модели, светские львицы и прочие селебритиз создали особый жанр фотографии: их позы неправдоподобно изысканны, а явно отфотошопленные лица сияют нереальной красотой. У этих женщин фантастическая кожа — ни морщинки, ни пятнышка, словно они живут под защитным колпаком.

Их стройности позавидует любая: живот без единой складки, на бедрах ни грамма целлюлита. В общем, тем, у кого претензии к собственной внешности, остается рыдать от отчаяния. Впрочем, погодите: авторы исследования фотопародий пафосных снимков утверждают, что все наоборот: мы должны смеяться.

Недавно специалисты британского Центра исследований восприятия внешности и австралийского Центра эмоционального здоровья выяснили, могут ли пародии на имиджевые публикации знаменитостей в Инстаграм устранить негативные последствия, вызванные их просмотром. Вдохновила ученых австралийская комедийная актриса Селеста Барбер (@celesterbarber), которая размещает в социальной сети уморительные интерпретации типичных пафосных фотографий.

Барбер развлекается, воспроизводя оригинальные изображения в натуралистичной манере. Она не скрывает «ушки» и складочки на теле, и передразнивает неестественную мимику и принужденные позы. Ее саркастичные подписи заставляют задуматься, до чего нелепыми бывают идеи для фотосессий. В самом деле, разве нормальные люди валяются среди пустых коробок в нижнем белье? Или стоят на руках в постели с любимым? Аккаунт Барбер пользуется бешеной популярностью — у нее больше пяти миллионов подписчиков.

Исследователи решили проверить, как работают комические образы Барбер, и привлекли больше сотни женщин от 18 до 30 лет (все регулярно используют Инстаграм), которым предложили просмотреть два набора изображений. В «пародийном» варианте участницам показали 16 фотографий, по 15 секунд каждую. Все они состояли из двух частей: с одной стороны знаменитость, с другой — ее «двойник» в исполнении Селесты.

В «идеальном» варианте показывались только авторские снимки, где звезды красовались в облегающей одежде или полураздетыми. В обеих подборках сохранились хештеги, лайки и подписи. Чтобы участницы были внимательнее, руководители эксперимента попросили определить, насколько такие публикации типичны для Инстаграм. Их настроение и удовлетворенность образом тела измерялись до и после просмотра.

Даже если не получится вырваться из невыносимо прекрасной псевдореальности, по крайней мере, можно вволю нахохотаться

Как и ожидалось, у всех, кто увидел шуточную фотоколлекцию, существенно возросла удовлетворенность своим телом. Иначе говоря, несколько минут просмотра «приколов» Барбер намного улучшили их представление о собственной внешности. А вот у женщин, которые просматривали только подлинные фото знаменитостей, резко снизился уровень счастья.

Такая модель поведения закономерна: многочисленные исследования подтверждают, что идеализированные медиаобразы разрушают женскую самооценку. Фотошаржи Барбер не повысили уровень счастья респонденток, но показатели их настроения остались стабильным. Это особенно примечательно, учитывая, что они видели не только пародию, но и оригинал.

Возможно, карикатуры не полностью устраняют пагубное влияние гламурных медиаобразов, зато ослабляют их негативное действие. Ряд исследований подтверждает, что молодые женщины проводят в Инстаграм в среднем 30-60 минут ежедневно. Более чем достаточно для накопления побочного эффекта от приукрашенных звездных публикаций. Соответственно, необходимо противоядие.

Авторы предлагают забавный и простой способ сопротивления отравляющему воздействию социальных сетей. Поскольку большинство девушек вряд ли согласится уничтожить аккаунт в Инстаграм, а многие из них подписаны на знаменитостей, которые задают нереальные стандарты внешности, почему бы не разбавить свою ленту карикатурными снимками?

Пусть это станет первым шагом к победе над тиранией идеала красоты, навязанного социальными сетями. Даже если не получится вырваться из невыносимо прекрасной псевдореальности, по крайней мере, можно вволю нахохотаться. Смех — лучшее средство для поддержки психического здоровья!

Недовольны своей внешностью? Включайте чувство юмора!

Об авторе

Рене Энгельн – профессор психологии Северо-Западного университета, автор книги «Болезнь красоты: как навязанная озабоченность внешностью вредит девочкам и женщинам».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *