Отношения Древней Руси и Византии — как складывались отношения между византией и славянами

21.06.2020

Древняя Русь и Византийская Империя на карте.

Как складывались отношения между византией и славянами

К началу X века отношения Древнерусского государства с Византийской империей представляли собой урегулированное состояние «мира и любви».

В 907 году князь Олег во главе большого войска выступил в поход на Царьград. Он задумал мечом утвердить на византийских границах свои политические и торговые притязания. Собрав в своем войске силы всех подчиненных Киеву племен и заручившись поддержкой союзников — варягов и тиверцев, князь двинулся против греков «на конях и на кораблях». Неизвестно, какой по размеру была его конная дружина, но в морском переходе участвовало 2000 судов. Когда русские ладьи приблизились к Константинополю, оказалось, что вход в залив Золотой Рог перегорожен толстой цепью: в случае опасности ее поднимали со дна моря. Не сумев войти в гавань, Олег велел поставить свои корабли на деревянные колеса и поднять на них паруса. Как сообщает предание, русские ладьи по суше, как по морю, подошли к стенам Константинополя.

как складывались отношения между византией и славянами

Древняя Русь и Византийская Империя на карте.

Переговоры с Царьградом. Греки выслали к Олегу парламентариев, которые сказали: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». Олег прекратил военные действия. Далее в «Повести временных лет» говорится, что «вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено». Прозорливость правителя руссов поразила и испугала византийцев. Они начали «мира просить», умоляя Олега «не воевать Грецкие земли». Князь потребовал от Константинополя восстановить ежегодную выплату дани Руси, а для войска — огромную контрибуцию: по 12 гривен на человека на 2000 кораблей, «а в корабле по 40 мужей».

Договор 907 года между Русью и Византией. Договор 907 года восстановил мирные отношения между Византией и Русью и определил порядок взаимоотношений в области дипломатическихотношений и торговли двух стран. Византийцы обязались выплачивать ежегодную дань Руси как своему союзнику. Отныне русские послы брались в империи на полное содержание: им предоставлялись кров, транспорт, пища, провожатые на пути в Константинополь и обратно, возможность пользоваться банями. Русским купцам, ведущим торговые операции, давалась «месячина»: в течение 6 месяцев они могли бесплатно получать хлеб, мясо, рыбу, вино и овощи. При этом местные власти определили им местожительство в предместье Константинополя у церкви Святого Мамонта и проводили перепись купцов, дабы под видом них в город не проникли враги.

как складывались отношения между византией и славянами

Заключение договора между Русью и Византией.

Возвращение в Киев. Император Лев VI и его сановники, утверждая договор, целовали крест, а Олег «с мужами его» «клялись своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота». И так «утвердили мир». Олег в знак победы повесил свой щит на воротах Константинополя, а затем пустился в обратный путь, обремененный богатой добычей: золотом и серебром, дорогими тканями, предметами искусства и драгоценными сосудами. Народ дивился, видя его богатство и славу, предполагая, что князь наделен счастливым даром предвидеть воинскую удачу. С этого времени Олега стали называть Вещим.

Удержание «бывшей любви». Весной 911 года Олег отправил в Константинополь послов для составления письменного соглашения с империей. 2 сентября они заключили договор, текст которого вошел в «Повесть временных лет». Посланцы князя Олега выступили «от роду русского» по воле верховного правителя и «всех сущих» под рукою Олега, вновь подтвердив «мир и любовь» Руси и Византии. Договор был составлен «о двух хартиях» — на греческом и славянском языках.

Русская земля, которой правил Вещий Олег, представляла собой огромную территорию Восточно-Европейской равнины, заселенную многими славянскими племенами. В некоторых местностях они взаимодействовали с другими этносами. С созданием киевской Руси сотни первобытных племен стали выступать как единое государство признанное в мире. Объединение страны способствовало развитию торговых и культурных связей между городовыми областями разных земель. Установление прочных контактов с Востоком и Византией имело большое значение для экономики страны. В Киевской Руси возникли новые города, динамичнее стал происходить процесс освоения земель, ремесла и искусства получили мощный толчок для своего развития.

Источник: http://hiztory.ru/rus/rus-vizantiya.html

Как складывались отношения между византией и славянами

как складывались отношения между византией и славянами

Подробное решение параграф § 9 по истории для учащихся 10 класса, авторов О.В. Волобуев, М.В. Пономарев Базовый уровень 2012

1. В чём выражалось влияние Античности на историю и культуру Византийской империи?

Наследие Античности сказалось на её государственном устройстве и культуре Византии. Константинополь украшали статуи античных богов и героев, любимыми зрелищами ромеев являлись конные состязания на ипподромах и театральные представления. Образцом для византийцев были произведения знаменитых историков древности. Учёные изучали и переписывали эти произведения, многие из которых благодаря этому сохранились до наших дней.

2. Какую роль играла власть императора и православная церковь в жизни ромеев?

Византийцы полагали, что сам Бог вручил императору высшую власть над подданными, и именно поэтому правитель ответствен перед Господом за их судьбы. Император обладал почти неограниченной властью: он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Императорская власть зачастую переходила не по наследству, а захватывалась удачливым военачальником или вельможей.

Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть, но и на светскую власть. На востоке же Император и патриарх взаимно зависели друг от друга. Император назначал патриарха, чем признавалась роль императора как орудия Бога. Но императора венчал на царство патриарх – в Византии считалось, что именно акт венчания возводит в императорское достоинство.

3. В чём отличие восточного и западного христианских миров?

Отличиями между восточным и западным христианскими мирами было: в Византии власть императора не была ограничена, отсутствовала феодальная раздробленность и не стоял вопрос централизации государства, медленнее шел процесс закрепощения крестьян, не сложилось городского самоуправления, городское население так и не сумело добиться признания государством своих прав и отстоять привилегии подобно горожанам Западной Европы. В Византии не было сильной церковной власти, которая могла претендовать на светскую власть, как это было с Папой Римским.

4. Каким внешним угрозам противостояла Византийская империя? Как изменилось её международное положение в середине XIII в. по сравнению с VI в.?

Византийская империя испытывала угрозу со стороны Ирана, Арабского Халифата, варваров (готы, славяне). Только в середине IX в. ромеям удалось приостановить их натиск и отвоевать некоторые территории В XIII в. Константинополь был захвачен в результате 4 крестового похода. На месте Византии они создали Латинскую империю, просуществовавшую недолго – уже в 1261 г. греки вернули себе Константинополь. Однако восстановленная Византийская империя уже никогда не смогла достичь прежнего величия

5. Как складывались отношения между Византией и славянами?

Отношения Византии и славян складывались в результате вторжения славянских племен на Балканы и образование славянских государств. Но отношения между двумя государствами не ограничивались только войнами. Византийцы рассчитывали, что принятие славянами христианства примирит их с империей, у которой появятся рычаги давления на своих беспокойных соседей. После принятия христианства славянские государства включались в зону влияния Византии

6. В чём заключается важность культурного наследия Византии для современности?

Византийское наследие сыграло ключевую роль в складывании государственности и культуры славянских государств, прежде всего русского государства. Из Византии пришли политическая организация, церковные обряды и служба, книжная культура и письменность, архитектурные традиции и прочее.

7. В произведении византийского историка VII в. Феофилакта Симокатты так говорится о значении человеческого разума: «Следует человеку украшаться не только тем, что дано хорошего ему от природы, но и тем, что он сам нашёл и придумал для себя в своей жизни. Он обладает разумом – свойством в некотором отношении божественным и удивительным. Благодаря ему он научился бояться и чтить Бога, как в зеркале видеть проявления собственной своей природы и ясно представлять себе строй и порядок своей жизни. Благодаря разуму люди обращают свой взор на самих себя, от созерцания внешних явлений направляют на себя свои наблюдения и тем раскрывают тайны своего сотворения. Много хорошего, как я считаю, дал разум людям, и он является лучшим помощником их природы. Что ею было не закончено или не сделано, то в совершенстве творил и заканчивал разум: для зрения он давал украшение, для вкуса – удовольствие, одно он натягивал, делая твёрдым, иное он устраивал мягким; песнями обращался к слуху, чарами звуков околдовывая душу и невольно заставляя слушать их. А разве нам это вполне не доказывает тот, кто является знатоком во всяких ремёслах, кто из шерсти умеет нам выткать тонкий хитон, кто из дерева сделает земледельцу рукоятку для плуга, весло для моряка, а для воина копьё и щит, охраняющие в опасностях битвы?»

— Какую роль отводит автор разуму?

— Почему он называет разум божественным и удивительным?

— Как взаимодействуют, по Феофилакту, природа и человеческий разум?

— Подумайте, что общего и в чём различие взглядов западного и восточного христианства на роль человеческого разума.

— Автор отводит разуму ключевую роль, т.к. только разумом можно постичь Бога.

— Автор называет разум божественным и удивительным, т.к. благодаря ему человек научился бояться и чтить видеть проявления собственной природы и ясно представлять себе строй и порядок своей жизни

— По мнению автор разум и природа взаимодействуют дополняя друг друга: что было не закончено или не сделано природой, то в совершенстве творил и заканчивал разум.

— Во взглядах западного и восточного христианства на роль человеческого разума общим является признание разума кВ качестве важной особенности человеческой природы, различным является стремление западных философов через разум (логику) доказать Бога.

Источник: http://resheba.me/gdz/istorija/10-klass/volobuev/9

Отношения Руси и Византии

как складывались отношения между византией и славянамиОтношение Киевской Руси и Византии сложно охарактеризовать, одним словом. Киевские князья не редко воевали, с Византией, добиваясь выгодных торговых соглашений, перенимали какой-то технический и научный опыт. Вообщем, много чего было в отношениях Руси и Византии. Первые Киевские князья стремились с помощью военных походов добиться от Византии выгодных торговых соглашений. Военные походы, в отношениях с Византией, использовались как средство давления на соседа, и способ получить богатую добычу.

В 907 году, князь Олег ходил на Константинополь. Поход закончился подписанием мирного договора. Условия, его были таковы, что Византия выплатила Руси единовременную контрибуцию, и обязывалась платить ежегодную дань, а так же обеспечивать всем необходимым русских купцов. В 911 году, этот договор был подтвержден.

В 941 – 944гг. были неудачными для Руси в отношениях с Византией. Князь Игорь потерпел несколько поражений в Причерноморье. Киевская Русь заключила мир с Византией. Согласно этому договору, Византия признавала право Руси владеть землями в устье Днепра и на Тамани.

Много событий в отношениях Руси и Византии произошло при правлении князя Святослава. В течение 967 – 969 гг. Святослав добился присоединения к Руси нижнего Подунавья. Эти военные успехи Святослава, противоречили интересам Византии. В 970-971 гг. шла русско-византийская война. В 971 году был заключен мир, подтвердивший условия мирного договора Руси с Византией от 944 года.

В 1043 – 1046 года отношения Руси и Византии стали совсем холодными. Назрел конфликт, который начался с расправы над русскими купцами в Константинополе. Несмотря на военные неудачи Руси, в 1046 году был подписан мирный договор, который был скреплен династическим браком. Император Византии Константин Мономах, выдал свою дочь Анну за Всеволода – сына Ярослава Мудрого.

В 1116 году, Владимир Мономах отправил войска в Византию. Византия не хотела воевать с Русью, и преподнесла богатые дары и предложила династический брак. Поэтому война не состоялась.

Источник: http://ote4estvo.ru/sobytiya-x-xiv-vv/62-otnosheniya-rusi-i-vizantii.html

Как складывались отношения между византией и славянами

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту

Начиная с VI века славянские племена стали ближайшими и наиболее опасными соседями для Византии. Славяне издавна селились оседло, главным занятием их было земледелие, охота и рыболовство. Своими товарами – мех, кожа, воск, дёготь, мёд, дерево, пшеничное и ржаное зерно славяне активно торговали с пограничными странами. В славянских могильниках и поселениях исследователи находили немало монет и изделий из драгоценных металлов, принадлежавших Византийской империи, что, несомненно, свидетельствует о развитых торговых связях между империей и славянскими племенами.

Помимо торговли, южные и восточные славяне неоднократно пересекали границы Византийской империи с оружием в руках. Особенно участились нападения славян, а именно болгар, во времена правления византийского императора Юстиниана. В конце IX века, царь Болгарии Симеон, мечтавший о подчинении всего Балканского полуострова и захвате императорского трона Византии, начал войну против империи. Лишь спустя 30 лет, после смерти Симеона в 927 году, византийцам удалось заключить мирный договор с его сыном Петром, скрепив обещанием выплаты ежегодной дани.

как складывались отношения между византией и славянами

Имеются исторические свидетельства о нескольких военных походах русичей на Византию, которая привлекала их своим богатством и огромными территориями. Впрочем, нападения успешно отражались воинами Византийской империи. Успехом увенчался лишь один славянский поход на Царьград (так славяне называли Константинополь) в 860 году, возглавляемый князем Аскольдом. Вместе со своей дружиной князю удалось захватить и разграбить столицу Византии. Этот военный поход можно считать уникальным, так как более таких военных успехов русичам добиться не удавалось. Прочие столкновения между Византийской империей и славянами можно воспринимать как локальные военные конфликты, которые ограничивались лишь грабежами мелких византийских городов.

С племенами древних руссов, византийцы сталкивались уже на рубеже VIII-IX веков. Вначале взаимоотношения между ними носили сугубо торговый характер, однако на рубеже IX-X веков произошел разрыв. В 907 году племена русов появились на Босфоре и разорили окрестности Константинополя. В 911 году византийский император был вынужден согласиться на заключение мирного договора, очень выгодного для Руси. Византийцы заплатили большую дань и предоставили особые льготы древнерусским купцам и послам. Между Русью и Византией завязались регулярные торговые отношения. Уже в первой половине 10 века византийцам был прекрасно известен «Великий путь из варяг в греки».

как складывались отношения между византией и славянами

В 941 году князь Игорь организовал новый военный поход на Византию, разорив берега Босфора и Никомидии. Нападение было отбито византийцами, но через три года русские войска вновь дошли до Дуная. Византийцы откупились богатыми дарами и возобновили торгово-военный договор, который вводил ряд ограничений для русских купцов.

В 970 – 971 годах князь Святослав совместно с болгарами повел войну с Византией, решив прочно обосноваться на Дунае. Но военные неудачи заставили Святослава заключить с Византией договор, по которому он отказывался от притязаний на Херсон и Болгарию и обязался оказывать Византии военную помощь. За это Византия предоставила право русским беспрепятственно торговать в Константинополе.

Помимо торговых, между Русью и Византией существовали крепкие культурно — религиозные связи. В конце X века перед Русью встал выбор: принять культурное наследие Западной Европы или же восточного мира Византии. Выбор был сделан в пользу Византии, так как ее культура и традиции были довольно близки славянам.

как складывались отношения между византией и славянами

В 988 году князь Владимир Красное Солнышко или Владимир Святой обращает Русь в православное христианство. Владимир посчитал, что данная религия наиболее подходит Русскому государству, и что на основе мощной византийской культуры можно основать собственную.

Необходимо отметить, что византийская культура несомненно оказала огромное влияние на развитие культуры Киевской Руси. Византийский стиль до нашего времени сохраняется в памятниках живописи (иконописи), архитектуры и литературы. Из Византии в Киевскую Русь ввозились богослужебные и светские книги, приезжали живописцы и зодчие. К тому же Русь позаимствовала у Византийской империи и мощную систему государственного управления: система судебной и исполнительной власти, занятие должностей в Киевской Руси были организованы по византийскому примеру.

Тем не менее, в 1043 году произошло последнее военное столкновение русских с Византией. Это произошло из-за защиты торговых интересов Киевской Руси. Поход был неудачен, русские дружины потерпели поражение. Конфликт между государствами вскоре был улажен, торговые отношения возобновились. В 1047 году в знак добрососедских отношений между государствами дочь византийского императора Константина была выдана замуж за киевского князя Всеволода – сына великого князя Ярослава Мудрого.

Таким образом, можно сделать выводы, что культура, быт и политический строй Византийской империи оказали огромное влияние на славян, в частности, на государство Киевскую Русь. Благодаря Византии, славянская культура приобрела свою неповторимую окраску и окончательно оформилась, многие памятники того времени остались неизменными и до сих пор.

Источник: http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya/Vzaimootnosheniya-Vizantii-i-slavyanskogo-mira.html

Византия и славянский мир

Славянские племена жили в Европе к северу от границ Византии. Они совершали опустошительные набеги на земли империи. Чтобы остановить их вторжения, Юстиниан I выстроил по реке Дунай множество крепостей. Но в следующие века славяне заселили почти весь Балканский полуостров. В 681 году кочевники-болгары создали на Балканах Первое Болгарское царство. Вскоре кочевники смешались с жившими здесь славянами. Позже было создано другое государство южных славян — Сербия.

Императоры Византии стремились предотвратить вторжения славянских племен на территорию империи. Средством замирения славян стала христианская религия и культура. Величественные храмы с сияющей позолотой мозаик и яркими красками фресок, торжественные религиозные обряды зачастую оказывались сильнее меча или яда. Болгария, а вслед за ней Сербия и Русь приняли христианство от Византии. Не менее важное значение для распространения христианства среди славян имело слово проповедника. Самыми почитаемыми среди них были братья Кирилл и Мефодий.

Битва славян с византийцами
Кирилл и Мефодий

Они родились в греческой семье в городе Фессапоники (Солунь), где их отец занимал важную государственную должность. В городе проживало немало славян, и братья легко научились говорить на их языке. Младший из братьев — Константин (второе имя — Кирилл — было взято им за 50 дней до смерти при пострижении в монахи) был отправлен ко двору византийского императора, где обучался вместе с его сыном. Когда арабский правитель попросил прислать к нему человека, умеющего лучше других рассказать о христианской вере, был послан Константин, которому в ту пору едва минуло 24 года. По просьбе правителя славянского государства Моравия, братья отправились к жителям его страны проповедовать там христианское учение. Материал с сайта http://worldofschool.ru

В византийской церкви, в отличие от христианской церкви на Западе, богослужение велось на языке, на котором говорили прихожане. Поэтому перед отъездом в Моравию Константин составил славянскую азбуку, взяв за образец греческий алфавит. Братья перевели на славянский язык Библию и другие церковные книги. Теперь славянам стало доступно Слово Божье на родном языке. Три года пробыли Константин и Мефодий в Моравии, обращая славян в новую веру и обучая их грамоте на родном языке. Созданная братьями и их последователями азбука до сих пор применяется в Болгарии, России и других славянских странах, соединивших свои судьбы с Византией. Кирилл и Мефодий считаются первоучителями славян, святыми, равными апостолам — ученикам самого Христа.

Благодаря деятельности властей и церкви Византии частью христианской цивилизации стали славянские народы, проживавшие на юго-востоке и востоке Европы.

Источник: http://www.worldofschool.ru/istoriya/srednih-vekov/stati/vizantijskaya-imperiya/vizantiya-i-slavyanskij-mir

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *