Психика как предмет психологии; Студопедия — психика как предмет психологии

02.07.2020

Основные темы к зачёту

Психика как предмет психологии

Основные темы к зачёту

Обыденная психология, как любая система обыденного знания, складывается стихийно на основе популярной психологии, порой неправомерных обобщений и интерпретаций данных научной психологии, религиозных, этнических и культурных установок, нередко имеющих характер предрассудков. Для обыденной психологии характерно смешение научных понятий и бытовых представлений.

Однако обращаясь к научному употреблению термина «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), нужно отметить, что впервые он появился в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII – XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие явления. С помощью одних, таких, например, как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными психическими процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Общение и деятельность, таким образом, также составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, состояния и свойства человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях – больших и малых группах, коллективах.

Таким образом, психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, а также свои индивидуальные личностные особенности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологи предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы (ЦНС). Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности (ВНД).

Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.) решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы. Человек – биосоциальное существо, только в обществе формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Источник: http://studopedia.ru/10_190866_psihika-kak-predmet-psihologii.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *