Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи — психология как наука предмет и задачи психологии

01.07.2020

2) изучение психических явлений в развитии;

Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи

Юлия Михайловна Войтина

Шпаргалка по общей психологии

Аннотация

Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Общей психологии, а остальное — дело техники.

Ни пуха, ни пера!

Юлия Михайловна Войтина

Шпаргалка по общей психологии

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Таким образом, сформировались основные принципы психологии:

1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;

2) изучение психических явлений в развитии;

3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

2. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.

Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками.

Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.

Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.

На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.

Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.

Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.

Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.

Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов.

Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.

Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены.

Источник: http://psihdocs.ru/shpargalka-po-obshej-psihologii-psihologiya-kak-nauka-predmet.html

Электронная библиотека

На протяжении многих веков человек являлся предметом изучения различных наук. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности без знания и понимания психологических закономерностей. Психология является одной из наук, изучающих жизнедеятельность человека, условия его развития в обществе себе подобных, особенности взаимодействия с окружающим миром. С.Л. Рубинштейн определил предмет изучения психологии следующим образом: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т.п., т.е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни, и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…» /16/.

Психология возникла в период античности как наука о душе. Первые представления о психике носили анимистический характер, где каждый предмет наделяли душой. Душа являлась первопричиной развития всего мира, всех явлений, которые наблюдал человек. В данный период времени сложились и две противоположные точки зрения на природу всего психического: материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). По мнению Демокрита, психика, как и вся природа, материальна, душа состоит из атомов, как и тело человека, только более тонко организованных. Платон считал, что душа идеальна и не имеет ничего общего с материей, а познание мира представляют собой некие воспоминания души о том, что она видела в идеальном.

Данные представления о природе человеческой психики господствовали вплоть до ХVII века. Развитие психологии в данный период связано, прежде всего, с развитием естественных наук, именно в этот период были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Все основные знания о психической жизни ученые получали путем самонаблюдения. В данный период все психологические исследования носили описательный характер, и только в 1879 г. с открытием Вундтом в Лейпциге первой экспериментальной психологической лаборатории психология стала развиваться как наука экспериментальная.

В ХХ веке психология развивается как наука о поведении. В рамках научных исследований ставятся различные эксперименты, в которых ученые наблюдают за поведением, поступками, реакциями человека.

Для современного этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики. Современная психология обслуживает интересы практической деятельности человека. Что же изучает современная психология?

На рис. 1.1 показаны основные категории, которые изучает психология и сформулированы ее задачи, рассмотрим их более подробно. Современная психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Психика человека многообразна в своих проявлениях: ощущения, переживания, чувства, мысли составляют внутренний мир человека, который проявляется в его поведении и взаимодействии с окружающими людьми.

Каждый человек обладает сознанием – высшим уровнем психического отражения действительности. Сознание является продуктом общественно-исторического развития. Однако не вся психическая деятельность осознается человеком, не все действия осмысленны и контролируемы. Бессознательное, так же как и сознание влияет на поведение человека. Бессознательное представляет собой форму отражения действительности, в которой отражаемая реальность сливается с переживаниями.

психология как наука предмет и задачи психологии

Рис. 1.1. Предмет и задачи общей психологии /6/

Р.С. Немов предлагает следующую систему описания понятий, изучаемых психологией и составляющих психическую жизнь индивида (рис. 1.2):

психология как наука предмет и задачи психологии

Рис.1.2. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые

Осознание человеком окружающего мира происходит с помощью познавательных процессов: мышления, речи, воображения, ощущений, восприятия, памяти, внимания. Психические свойства и состояния: потребности, мотивы, воля, чувства, эмоции, способности, сознание, знания, регулируют общение человека с окружающим миром, управляют его действиями и поступками.

Для того чтобы объяснить природу человеческих поступков, психологи ввели понятие личность, понимаемое как человек, с присущими ему индивидуальными и социальными особенностями. Человек личностью не рождается, становление личности возможно только во взаимодействии с окружающими людьми, природой. Удовлетворяя свои потребности и интересы, человек получает необходимые навыки, умения, знания, становится социальным существом, приобретает индивидуальные различия. Становление личности невозможно без деятельности – совокупности действий человека, направленных на удовлетворение потребностей. Все внешние проявления

психической деятельности в психологии принято называть поведением. По поведению, в свою очередь, судят о степени социализации личности. Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь понятий личность, поведение, деятельность.

Объяснение психологических и поведенческих особенностей людей психологами осуществляется с нескольких позиций: исходя из биологических, наследуемых особенностей, из индивидуального опыта человека, из законов функционирования человеческого общества. Психология исследует зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, методов обучения и воспитания, отношений, складывающихся у этого человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, и от тех видов деятельности, в которых он непосредственно участвует /8/. Анализируя личность человека, следует учитывать как можно большее количество факторов, чтобы полученные данные были более достоверны.

Как уже говорилось выше, человек существо социальное, психологи изучают не только личность, но и так называемые групповые процессы, т.е. особенности взаимодействия людей в малых и больших группах. Для чего это необходимо? Психологические знания о природе человеческих взаимодействий могут оказать существенное влияние на повышение эффективности деятельности отдельных групп, коллективов, создание благоприятной психологической обстановки как в малых, так и в больших группах взаимодействующих людей.

Р.С. Немов в своей книге «Психология» приводит следующую таблицу основных понятий, изучаемых в современной психологии (табл.1.1).

Примеры понятий и явлений, изучаемых в современной психологии

Источник: http://libraryno.ru/1-1-predmet-i-zadachi-psihologii-2013_psy/

Психология как наука предмет и задачи психологии

jar—> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психологии личности. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по психологии личности — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Психика–это свойство живой высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в способнос

Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии.

Похожие вопросы

найдено похожих страниц:10

Источник: http://cribs.me/psikhologiya-lichnosti/psikhologiya-kak-nauka-predmet-zadachi-i-struktura-sovremennoi-psikhologii-metody-psikhologii_

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *