ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ — тренинг как метод психологии психологический метод

19.08.2020

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

· Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»

· Общее представление о психологическом тренинге

· Специфические черты и основные парадигмы тренинга

Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»

В предыдущей главе вам неоднократно встречались слова «тренинг», «групповая психологическая работа», «групповая психотерапия». Что они означают? Имеется в виду одно и то же или это различные понятия?

Следует сделать несколько замечаний терминологического характера. Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов, границы области применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Без сомнения, подобное положение с неустоявшимися терминами связано с относительной новизной этой области практической психологии и в очень большой степени – с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения – с другой (см. рис. 1).

тренинг как метод психологии психологический метод

Рис. 1. Соотношение понятий «психотерапия», «психокоррекция», «обучение»

Вследствие этого употребление любого термина является не вполне адекватным, поскольку чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием. Все же, по-видимому, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы». Осознавая относительность этого термина (впрочем, как и часто встречающегося термина «групповое обучение»), в дальнейшем мы будем пользоваться им, подразумевая под тренинговыми группами не только известные Т-группы, но и вообще все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Возникновение психологического тренинга как новой формы взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, и этих людей между собой теснейшим образом связано с развитием групповой психотерапии и психокоррекцией. Вместе с тем мы считаем необходимым обозначить различие между этими понятиями.

Под психотерапией в настоящее время принято понимать комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. (См. «Психология. Словарь» под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 1990)

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Г. Л. Исурина, 1990).

Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).

Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга – ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904-1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И. В. Вяземского (Россия) и Дж. Прэтта (США), а появлением термина «групповая психотерапия» мы обязаны Дж. Морено, предложившему его в 1932 году. Между тем временем возникновения психологического тренинга принято считать только 50-е годы, когда М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом – СПТ. На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.

В чем же состоят основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения?

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.

Источник: http://helpiks.org/7-10206.html

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»

В предыдущей главе вам неоднократно встречались слова «тренинг», «групповая психологическая работа», «групповая психотерапия». Что они означают? Имеется в виду одно и то же или это различные понятия?

Следует сделать несколько замечаний терминологического характера. Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов, границы области применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Без сомнения, подобное положение с неустоявшимися терминами связано с относительной новизной этой области практической психологии и в очень большой степени – с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения – с другой (см. рис. 1).

Рис. 1. Соотношение понятий «психотерапия», «психокоррекция», «обучение»

Вследствие этого употребление любого термина является не вполне адекватным, поскольку чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием. Все же, по-видимому, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы». Осознавая относительность этого термина (впрочем, как и часто встречающегося термина «групповое обучение»), в дальнейшем мы будем пользоваться им, подразумевая под тренинговыми группами не только известные Т-группы, но и вообще все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Возникновение психологического тренинга как новой формы взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, и этих людей между собой теснейшим образом связано с развитием групповой психотерапии и психокоррекцией. Вместе с тем мы считаем необходимым обозначить различие между этими понятиями.

Под психотерапией в настоящее время принято понимать комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. (См. «Психология. Словарь» под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 1990)

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Г. Л. Исурина, 1990).

Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).

Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга – ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904-1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И. В. Вяземского (Россия) и Дж. Прэтта (США), а появлением термина «групповая психотерапия» мы обязаны Дж. Морено, предложившему его в 1932 году. Между тем временем возникновения психологического тренинга принято считать только 50-е годы, когда М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом – СПТ. На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.

В чем же состоят основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения?

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.

Дата добавления: 2015-10-21 ; просмотров: 141 | Нарушение авторских прав

Источник: http://mybiblioteka.su/9-95701.html

Тренинг как метод психологии психологический метод

скачать Принципы работы методом психологического тренинга

Сущность психологического тренинга

Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в молодёжных клубах, детских оздоровительных лагерях и.т.д.

Данный метод позволяет эффективно позволяет решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управлением собственным эмоциональным состоянием, корректного управления эмоциями и понимания их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия.

На сегодняшний день практика организации и проведения тренинговых занятий стали реальностью. Итак, тренинг (training, с английского) – специальный тренировочный режим (обучение для самосовершенствования личности) , тренировка, активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей. Это форма организации процесса обучения и воспитания, базирующаяся на активных методах групповой работы.

Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта не достаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению. Поэтому задача группы социально – психологического тренинга с детьми – помочь подростку выразить себя, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать самого себя.

Разнообразие психологических тренингов велико, однако для них характерны некоторые общие черты.

  1. Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как: активность участников; партнёрское общение, что предполагает признание ценности личности каждого из участников; исследовательская позиция участников в процессе групповой работы; предоставление участникам возможности объективизированного взгляда на своё поведение глазами других людей, средством чего выступает обратная связь.
  2. Применение активных методов групповой работы – это интерактивные ( т.е. подразумевающие интенсивное межличностное взаимодействие) игры и групповые дискуссии.
  3. Акцент на взаимоотношениях между участниками группы. Система отношений, складывающаяся между участниками группы в ходе работы (групповая динамика).
  4. Наличие более или менее постоянной группы.
  5. Атмосфера, раскованности и свободы общения.

Общение в условиях психологического тренинга строится на следующих принципах:

В наиболее общей формулировке в тренингах обычно ставятся следующие группы целей:

  1. Создание основы эффективного гармоничного общения с людьми;
  2. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
  3. Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.
  4. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.
  5. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья.

Методические рекомендации

Психологические — тренинги для подростков

Наше упражнение осуществляется с помощью воображения. Педагог дает инструкцию: «Расслабьтесь, все хорошо поработали, выполнили много заданий, активно участвовали. Постарайтесь закрыть глаза, кто не может, можно оставить открытыми. Представьте, пожалуйста, большое пространство, оглянитесь вокруг, что вы видите, как вы себя чувствуете. Огляделись, привыкли. Теперь необходимо начать строить свой парк. Задумайтесь, что бы вы хотели увидеть в своем парке. Какие предметы и как вы расставите. Даю вам время оборудовать открытое место. Это может быть парк отдыха, парк развлечений, парк для занятий. Выполнили всю работу, как вы себя чувствуете, какие эмоции испытываете, можно еще что – нибудь добавить. Теперь посмотрите, кто приходит в ваш парк, как эти люди себя чувствуют, что делают. Обратите внимание на ваш уровень удовлетворения от сделанной работы, что нравится, что нет, что нужно изменить. Начинаем просыпаться, открываем глаза.

После упражнения все желающие могут рассказать свои впечатления от выполненной работы.

Психологический смысл упражнения: регуляция собственного эмоционального состояния, снятие эмоционального напряжения, создание комфортной обстановки на занятии, развитие воображения.

«Комплименты»

Участники тренинга становятся в круг. Педагог показывает детям клубок (яркого цвета) и рассказывает его предназначенье. Все участники согревают его в своих ладонях и передают через клубок свои положительные эмоции и тепло (заряжают энергией). Затем, каждый участник делает кому-то из присутствующих комплимент и передаёт клубок другому, зацепляя за кончик пальца свою нить. Например: «Я хочу сделать комплимент Кате, т.к. она сегодня очень хорошо поработала на занятии и сделала отличную поделку…»

В конце упражнения должна образоваться звезда. Педагог поясняет, что наша команда такая же сплочённая, яркая, как эта звезда..

Психологический смысл упражнения: сплочение группы, формирование чувства команды у пришедших на занятие подростков, выражение чувства симпатии к другим детям.

Педагог даёт инструкцию – попробуйте отыскать в себе скрытые особенности. Мы сделаем это следующим образом. Представьте, что сумасшедший учёный создал робота – вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но, поскольку он — орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас.

Подумайте, что есть в вас такого, что невозможно продублировать?

Как люди, которые хорошо знают вас, могли бы обнаружить подмену (кто эти люди)?

Если есть кто-то, хорошо знающий вас и ваши секреты, может ли он воспользоваться этим, чтобы вас идентифицировать?

Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести всё в точности!

Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы, хоть самому убедиться, что вы — это вы, а не ваша копия?

Психологический смысл упражнения: научить подростков, как находить в себе скрытые особенности личности и использовать приёмы, для изменения себя в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей.
скачать

Источник: http://nenuda.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D1%8B-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.html

Психологический тренинг как метод преднамеренных изменений, общая характеристика. Принципы и методические средства тренинга

Термин «тренинг» (от английского train, training) имеет ряд зна­чений — «воспитание, обучение, подготовка, тренировка». Груп­повой психологический тренинг выходит за эти рамки и использу­ется, в самом широком смысле, в целях развития, психокоррекции, обучения и диагностики.

Социально-психологический тренинг (Ю. Н. Емельянов) — это
активное социально-психологическое обучение. В отличие от обучения социальной психологии, активное социально-психологическое обучение характеризуется обязательным взаимодействием обучаемых между собой.

Социально-психологический тренинг (Л. А. Петровская) – средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний,
социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения.

В настоящее время определений группового психологического тренинга существует, наверное, столько же, сколько и авторов, их описывающих. Наиболее общее, но удачное определение группового психологического тренинга предложено Н. Ю. Хряще­вой и С. И. Макшановым, представляющими тренинг как «много­функциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации про­фессионального и личностного бытия человека»

М.К. Мамардашвили отрицал любые попытки внешнего вмешательства в субъективную реальность, А.В. Брушлинский также настаивал на том, что никто не обладает абсолютной истиной и единственно верными идеалами, с помощью которых возможно было бы вести за собой людей, навязывая им те или иные взгляды, вмешиваясь в их жизнь и пытаясь ее изменить. С другой стороны, очевидно и то, что любое общество является определенной системой социальных и духовных ценностей, и их освоение и развитие любым человеком абсолютно необходимы.

В качестве оснований для ориентации в степени этичности преднамеренных изменений С.И. Макшановым предлагаются следующие критерии:

1. Осознанный характер преднамеренного изменения его субъектами.

2. Готовность субъектов преднамеренного изменения изменяться самим.

3. Готовность субъектов преднамеренного изменения к принятию на себя реальной ответственности за полученные результаты.

4. Готовность субъектов преднамеренного изменения к принятию идеи риска и вероятности неудачи.

Следовательно, СПТ может быть рассмотрен как метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы, организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

В самом широком смысле под СПТ понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным навыкам в сфере общения, а также формы их соответствующей коррекции путем групповой практики психологического воздействия, основанной на активных методах групповой работы.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 615 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-179372.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *