Специальная психология как наука — специальная психология как наука

04.07.2020

5) в изучении психологических проблем интеграции и интегрированного (совместного со здоровыми сверстниками) обучения;

Специальная психология как наука. Предмет, объект, отрасли, задачи и методы специальной психологии. Связь со смежными дисциплинами

Специальная психология – область психологии, изучающая проблемы развития лиц с физическими и/или психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания и в особых формах психологического сопровождения. Английский корень названия — special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области психологии, ее способность решать различные индивидуальные проблемы конкретного человека.

Детская специальная психология — наука, которая изучает проблемы детей с нару­шениями развития (специальная психология детей младенческого возраста, специ­альная психология раннего возраста (1-3 года), специальная психология дошколь­ного возраста (3-7 лет), специальная психология детей школьного возраста, специ­альная психология подросткового возраста).

Объектомизучения специальной психологии являются психофизические особенности детей с проблемами в развитии.

Предметом специальной психологии являются теоретические и практические вопросы изучения детей этой категории.

Отрасли специальной психологии:

Олигофренопсихология — отрасль специальной психологии, изучающая проблемы детей с нарушением интеллектуальной деятельности и разрабатывающая пути коррекции недостатков их психофизического развития.

Сурдопсихология — отрасль специальной психологии, занимающаяся изучением психических особенностей детей с недостатками слуха (неслышащих, слабослышащих).

Тифлопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая проблемы лиц с нарушениями зрения (незрячих, слабовидящих).

Логопсихология (традиционное название- логопедия) — изучает проблемы детей, имеющих нарушения развития речи при сохранном слухе и интеллекте.

Отрасль науки, занимающаяся изучением проблем детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Отрасль науки, занимающаяся изучением проблем детей с эмоционально-волевыми нарушениями.

Отрасль науки, занимающаяся изучением проблем детей со сложной структурой дефекта (сочетанными, комбинированными дефектами), когда у одного и того же ребенка имеется два и более первичных нарушения.

Современная специальная психология видит свои главные задачив следующем:

1) в выявлении общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с проблемами в сравнении с нормально развивающимся;

2) в изучении особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;

3) в изучении закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

4) в разработке диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития;

5) в изучении психологических проблем интеграции и интегрированного (совместного со здоровыми сверстниками) обучения;

6) в психологическом обосновании наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными нарушениями.

Таким образом, в центре внимания специалистов находится теперь уже не особенности психического развития детей с теми или иными аномалиями, а потребности конкретного ребенка с особенностями в развитии в создании оптимального индивидуального образовательного маршрута, позволяющего сохранить ребенка в семье, максимально интегрировать в сообщество обычных сверстников и обеспечить ему адекватную специальную психологическую поддержку.

Методы специальной психологии. В научно-педагогических исследованиях специальная психология использует известные педагогические и психологические методы. Это наблюдение,заключаю­щееся в целенаправленном изучении определённого психолого-педагогического явления в естественных условиях, обследованиеили беседапо заранее намеченному плану, позволяющие выяснить коррекционно-воспитательного процесса.

Широко используются различные виды эксперимента— естественного (констати­рующего и обучающего) и лабораторного, который проводится в специально созда­ваемых условиях. Экспериментальные задания выявляют не только сформированные особенности и различные затруднения, но и возможности развития. Это позволяет, правильно поняв своеобразие ребёнка, успешно организовать с ним работу по преодолению проблем развития.

Важным источником получения сведений о детях, имеющих проблемы в развитии является анализ результатов их деятельности— рисунков, различных поделок, характеризующих психическое особенности детей, их представления об окружаю­щей жизни. Этот метод отражает индивидуальность детей, их склонности и способ­ности.

Ценными средствами изучения детей с проблемами в развитии являются социометрические и психологические методыисследования.

Среди них анкетирование— метод массового сбора материала с помощью анкет, методы исследования самооценки и уровня притязанийличности, социометрия —исследование межличностных отношений в группе, а также математические методы,выявляющие количественные показатели исследуемых характеристик.

Специальная психология совершенствует имеющиеся методы научных исследо­ваний и разрабатывает новые. Обычно в психолого-педагогических исследованиях используется не один, а несколько взаимно дополняющих методов. Такое комплек­сное применение обеспечивает надёжность результатов.

Место специальной психологии среди смежных дисциплин Специальная психология тесно взаимодействуют с рядом других дисциплин. Эти дисциплины можно разделить на два блока: психолого-педагогические науки и медико-биологические.

Специальная психология

I блокII блок
Психолого-педагогические наукиМедико-биологические науки

общая психология анатомия

педагогическая психология физиология

возрастная психология педиатрия

социальная психология невропатология

общая педагогика генетика

возрастная педагогика патологическая анатомия

методики обучения и др. психопатология

отоларингология и др.

Рис. 1. Взаимосвязь специальной психологии со смежными дисциплинами

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение специальной психологии.

2. Что является предметом и объектом специальной психологии?

3. Назовите отрасли специальной психологии.

4. Каковы основные задачи специальной психологии?

5. Каково место специальной психологии среди других наук, как осуществляется их взаимосвязь?

Дата публикования: 2014-11-02 ; Прочитано: 16950 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/2-35227.html

Специальная психология как наука

Центр, специалисты, услуги
Хрестоматийные материалы
Лаборатория картографии
Инструментарий мастеров
Архив полезных ресурсов
Форум Блог Обратная связь
Последние действия на сайте

3616 дн. с момента
открытия on-line центра

01. Специальная психология: предмет, задачи, связь с другими науками

Cпециальное образование

Специальная психология является прикладной по отношению к такой важнейшей в социальном смысле сфере человеческой практики, как специальное образование.

Специальное образование занимается вопросами:

лиц с ограниченными возможностями физического и психического развития.

Предмет специальной психологии

Всякая самостоятельная наука должна иметь свой собственный предмет и методы его изучения. Весьма традиционно

При этом, как правило, не указывается, что имеется в виду под терминами«отклонения в развитии» и «нормальное развитие». И то и другое считается чем-то очевидным и не нуждающимся в определении.

В силу этого предмет специальной психологии складывается из нескольких разнородных элементов, т. е, психология слепых, психология глухих, психология умственно отсталых детей и пр. Иными словами предмет теряет свою целостность, внутреннее единство, а термин «специальная психология» становится условным обозначением, объединяющим или включающим в себя названия разных отраслей, существующих параллельно и независимо.

Будучи психологической дисциплиной, специальная психология должна изучать, прежде всего, психологические феномены. Именно поэтому предметом ее изучения являются не сами отклонения в психическом развитии (последними, скорее всего, должна заниматься психопатология детского возраста), а психическое развитие как таковое. Проще говоря, специальная психология изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных, условиях. Указав на сам предмет, мы можем дать его определение, т. е. то, что мы будем понимать и подразумевать, говоря о нем.

Отклоняющееся развитие

Отклоняющееся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Такое определение предмета выглядит целостно и внутренне непротиворечиво (схема 1.1). В это определение легко вписываются любые из известных сегодня варианты отклонений в развитии.

Задачи специальной психологии

специальная психология как наука

Неблагоприятные условия развития

Понятно, что спектр неблагоприятных условий чрезвычайно велик. Все это многообразие можно условно разделить на:

При этом их существование может быть:

Кроме того, весь спектр неблагоприятных условий может быть разделен по признаку:

Направление этих изменений может быть:

Огромный спектр неблагоприятных условий можно приближенно разбить на 5 основных групп, исходя из 5 основных факторов, или условий нормального психического развития, на которые указывал А. Р. Лурия (схема 1.2.).

специальная психология как наука

Закономерности психического развития

специальная психология как наука

Частные, прикладные задачи специальной психологии
Исследование одного предмета разными науками

Предмет научного исследования не существует отдельно и изолированно от других явлений и объектов окружающего мира, которые оказывают на него свое влияние.

Многие науки могут изучать один и тот же предмет:

Сегодня объединение наук, их интеграция есть необходимое условие научного прогресса.

Связь специальной психологии с другими науками

В этом отношении специальная психология как вполне современная наука обладает весьма обширными межпредметными связями. Наиболее тесные из них — связи с коррекционной педагогикой. Создание эффективных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями не мыслимо без знаний закономерностей их развития. Вместе с тем, сама практика обучения таких детей может выступать для специальной психологии формой проверки адекватности тех или иных научных представлений.

Говоря о связях специальной психологии с другими науками, нельзя не упоминать о связях с возрастной психологией. Знание законов «нормального развития» является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие «отклоняющееся развитие» — понятие относительное. Вместе с тем изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития.

Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может протекать психическое развитие ребенка, связан с

Именно в силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с генетикой, прежде всего медицинской, а также с детской невропатологией и психиатрией (схема 1.4).

Источник: http://www.psi-sintez.ru/Correctional/Sorokin-Kokorenko/01

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *