Тема 3 — психология как самостоятельная наука возникла

08.06.2020

2. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. 2

Психология / lectures / Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

Возникновение психологии как самостоятельной науки.

1. Изменение представлений о предмете психологии в первой половине XIX в. 1

2. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. 2

2.1. Вильгельм Вундт (1832-1920). 2

2.2. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). 2

2.3. Франк Брентано (1838-1917). 2

Изменение представлений о предмете психологии в первой половине XIX в.

В XIX в. во взглядах на психологию произошли изменения, которые оказали существенное влияние на дальнейшее формирование психологии как самостоятельной науки. По мере продвижения философского и научного знания обострялся вопрос о том, может ли психология получить статус науки или является лишь описательным знанием.

Отличия науки от описательного знания: объективность ее исследований, повторяемость результатов и их проверяемость. В начале XIX в. этим требованиям отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В начале XIX в. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические процессы внешних воздействий.

Ярчайшие психофизики первой половины XIX в. естествоиспытатели Э.Вебер (1795-1878) и Г.Фехнер (1801-1887). Их задачей было найти объективную основу психофизики через математические формулы. Они сформулировали т.н. психофизический закон: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения. Был определен объект психофизики – система отношений между психическими факторами и вызывающими их внешними раздражения.

Другой немецкий естествоиспытатель Г.Гельмгольц (1821-1894), занимаясь оптикой, исследовал проблему восприятия визуального изображения. Он проводил эксперименты с линзами и изучал восприятие человеком искаженного изображения. Гельмгольц констатировал предметность восприятия; человек воспринимает мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким он его видит.

Восприятие – это создание целостного образа предмета или явления. Представление о предмете будет адекватным только в том случае, если будет непосредственный физический контакт; помимо визуального изображения восприятие дополняется рефлексами.

Восприятие никогда не ограничивается сиюминутным восприятием; оно всегда несет отпечаток предыдущего опыта (идея ассоцианизма). Гельмгольц придерживался этой идеи, однако несколько доработал ее и подтвердил экспериментально.

Бессознательное умозаключение: некоторые впечатления порождаются сами собой, они появляются и накапливаются бессознательно, формируя жизненный опыт человека и сильно влияя на дальнейшее восприятие.

Г. Спенсер (1820-1903) – приверженец идеи ассоцианизма. В своем труде «Основы психологии» он формулирует положение о том, что психика представляет собой инструмент, благодаря которому организму удается настроить отношения с окружающей средой (впервые такую идею (догадку) высказывал Аристотель); психические механизмы – приспособительные регуляторы, рассматривать которые можно только в их взаимодействии с окружающей средой. Спенсер утверждал, что при исследовании психики нельзя ограничиваться сиюминутными переживаниями, но нужно учитывать и опыт и ассоциации.

Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки.

Вильгельм Вундт (1832-1920).

Существуют разные классификации первых программ возникновения психологии. Первая такая программа принадлежит немецкому естествоисследователю Вильгельму Вундту (1832-1920), именно с его именем связано становление психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые и необходимо изучить для целостного изучения психики. Важнейшими направлениями психологических исследований Вундт считал ощущения и восприятия (и их взаимозависимость), ассоциации, время реакции, его связь с темпераментом, настроением, а также знанием того, что произойдет в дальнейшем.

В 1879 г. Вундт организовал лабораторию в Лейпциге, в которой и проводил многие свои эксперименты. Вундт считал, что метод интроспекции необходимо доработать. Интроспекция в ее классическом виде была ориентирована на непосредственное переживание; Вундт же стремился детально изучить переживание, разделив его на элементы и изучить их обособленно.

Что касается воли, мышления, речи (высших психических функций, которые не подвержены «расчленению»), то Вундт считал, что они «не поддаются экспериментальному изучению». Исследовать их необходимо «историческим изучением» – не в лаборатории, а в реальной социально-культурной практике (Вундт заложил идеи этнопсихологии).

Отношение к идеям Вундта современников было неоднозначным. Многие естествоисследователю считали, что высшие психические функции все же можно исследовать, однако особыми методами. В дальнейшем по прошествии нескольких десятилетий теория Вундта не получила никакого развития (потому что сам Вундт уже открыл все, что можно было открыть в данной теории).

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905).

Другая программа психологии принадлежит русскому физиологу И.М. Сеченову; свои заключения он сделал под влиянием идей Гельмгольца с одной стороны и Спенсера с другой. В его статье «Кому и как разрабатывать психологию» он утверждает, что психология должна разрабатываться физиологами (поскольку между физиологией и психофизикой много параллелей).

По мысли Сеченова, внешнее воздействие играет роль сигнала для организма, посредником которого является психика. Сеченов задается вопросом, как у каждого отдельного человека реализуется приспособленческая функция психики. Психика человека (его реакция на окружающие воздействия) меняется на протяжении всей жизни. Сеченов предлагает генетический подход к изучению того, как человек развивается, переходя от простейших хватательных функций к более сложным психическим процессам.

Сам Сеченов так и не осуществил свою программу. Впоследствии была использована поведенческая идея программы Сеченова (возникла целая поведенческая школа – бихевиоризм); ссылки на Сеченова встречаются в работах многих психологов (американский психолог Джеймс).

Франк Брентано (1838-1917).

На базе идей Брентано возникло направление гельштайн психологии. Брентано в работе «Психология с эмпирической точки зрения» утверждал, что психику нельзя делить на элементы; акт мышления представляет собой единый направленный процесс, обладающий внутренней активностью (не управляется сознательно).

Источник: http://studfile.net/preview/2453806/

Психология как самостоятельная наука возникла

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

психология как самостоятельная наука возникла

Демокрит, Аристотель, Платон, Сократ –величайшие умы древности спорили над ПРИРОДОЙ ДУШИ. Поэтому совершенно справедливо считать, что психология, как самостоятельная наука, появилась на фундаменте философии.

Демокрит (460 —370гг. до н.э.): душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяс­нить физическими и даже механическими причинами. Душа получает ощущения от внеш­него мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предмето в. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.). Трактат «О ду­ше» — первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным ру­ководством по психологии. Аристотель — основателем психологии.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «эн­телехия», которая означает существование чего-то.

«. Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в воз­можности жизнью. Сущность же (как форма) есть эн­телехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». «Если бы глаз был живых существом, то душой его было бы зрение». Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение — сущность и «осуществление» глаза как органа зрения.

Платон (427 — 347 гг. до н. э.). — родо­начальник объективного идеализма – все его произведения были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо —Сократ. Так как Платон был его учеником. Поэтому, в текстах Платона органически соединились взгляды обоих этих великих философов. В своих текстах Платон высказывает взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует на первом ряду с телом и независимо от него.

Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — первое начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь че­ловека.

По Платону, мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой сово­купность абстрактных идей — идей о сущностях предме­тов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вооб­ще, красоты вообще, справедливости вообще. То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинное по­знание есть постепенное проникновение в мир идей. Но для того чтобы приобщиться к нему, душа должна ос­вободиться от влияния тела. Во всяком случае, она не должна слепо доверять показаниям органов чувств. Истинное знание достигается только путем непосредствен­ного проникновения души в мир идей.

Сократ (470 — 399 гг. до н. э.). проповедовал собственные взгляды устно, в легкой доступной форме в виде бесед. Свои дни он проводил в том, что ходил по улицам Афин, сидел на рыночной площади и общался с людьми: горожане, рыночные торговцы, философы, собственные ученики. Известен тем, что высказывался против появления письменности.

Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы.

Философа интересовали не только абстрактные темы, н о и вполне жизненные моменты, а так как е го собеседниками были иногда и знатные афиняне, политические деятели. Сократ донимал всех неудобными вопросами, показывал их недостатки, разоблачал образ их жизни.

Все закончилось тем, что он был при­говорен к смерти афинским судом за свою философскую деятельность, из-за которой нажил много врагов.

Сократ отказывается от защиты. Он рассматривает суд как еще одну прекрасную возможность побеседовать с афинянами. Вместо того чтобы защитить себя, он объясняет им снова и снова на примере их и своей жизни, как следует себя вести.

После объявления смертного приговора Сократ обра­щается к афинянам с последней просьбой: когда подрас­тут его сыновья, последить за ними, и если они увидят, что сыновья ведут недостойный образ жизни, поступать с ними так, как поступал он с жителями Афин, — ука­зывать им на их недостатки, стыдить за недостойный образ жизни и призывать к жизни добродетельной.

Вот так своим поведением, жизнью и даже смертью Сократ доказывает свои взгляды на природу души и на ее назначение. И может быть именно из-за этого они произвели огромное впечатление на мировую культуру. Они вошли в христианскую религию, долго питали ми­ровую литературу, философию.

Рене Декарт (1596 — 1650). Латинский вариант его имени — Ренатус Картезиус, отсюда — термины: «картезианская философия», «картезианская интуиция» и т. п.

Декарт окончил иезуитскую школу, где проявил блестящие способности. Математика, алгебра, аналитическая геометрия – дисциплины, которые блестяще изучил философ. Декарт, утверждал что мате­матический способ мышления должен быть положен в основу любой науки.

Декарт — родоначальник рационалистичес­кой философии. Согласно его учению, знание должно строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее оно должно выводиться методом логического рассуждения.

Это основной догмат Декарта, из которого стала исходить психология конца XIX в.

Первое, что человек обнаруживает в себе,— это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безус­ловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Поэтому, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.

Источник: http://sotwars.ru/istor.php

Психология как самостоятельная наука возникла

психология как самостоятельная наука возникла

Как преодолеть чувство пустоты в душе, апатию и отсутствие смысла, как облегчить душевную боль

психология как самостоятельная наука возникла

Как заставить себя работать и учиться. Лень как «психологические консервы».

психология как самостоятельная наука возникла

«Бью, значит существую» или что делать, если муж ударил жену или ребенка? О насилии в семье с другой стороны.

психология как самостоятельная наука возникла

Психология предателей от А до Я. Предательство — это сломанная зависимость.

психология как самостоятельная наука возникла

Что делать с детскими истериками. Часть 1: причины истерик и слез

психология как самостоятельная наука возникла

Помощь психолога при депрессии

Апатия

Депрессия

Лень и скука

Доверие

О зависимости

Горе, утрата близких

Одиночество и ярость

Как решать конфликты

Мышление и логика

Watsu® и Аква-Йога

Теории и методики

Разоблачение мифов

Это интересно

Переводы психологов

психология как самостоятельная наука возниклапсихология как самостоятельная наука возникла

Понравился сайт? Поделитесь с друзьями!

Адская скука, ее смысл и лекарство

Самое скучное место на свете — у дверей своего родного внутреннего ада.

У той двери, к которой ты столько стремился. У двери, которую столько раз искал в темноте, после того как неожиданно обнаруживал себя страдающим на сковородке. У двери, которую ты столько же раз наконец находил.

Ты уже вроде бы научился уверенно выбираться наружу и захлопывать за собой дверь. Но когда ты выбирался, то тешил себя надеждой, что снаружи будет все иначе. Что брошенным в пути наверх частям себя там снаружи найдется лучшая замена. Что многие прилипшие ненужные вещи от свежего воздуха отвалятся сами собой. Что теперь-то ты умный и больше не провалишься.

Но открыв дверь, ты не увидел того, что искал, на что надеялся. Ты ничего не увидел. Потому что там еще ничего нет. Зато есть дверь, к которой можно прижаться спиной и услышать стук. то ли стучащихся с той стороны, то ли эхо стука собственного сердца. Что еще остается тому, у кого ничего нет, кроме закрытой двери, котороую ты сам же когда-то и запер?! Скучать до тех пор, пока это не осточертеет, и идея открыть эту чертову дверь уже не станет казаться вполне нормальной.

Тревожное расстройство, или непрерывный ад

Здравствуйте, панических приступ случился лет 6 назад, развилась агорафобия. плюс с каждым разом стал появляться страх в различных формах. постоянно меняться, мысль вбивается в голову, потом держится пока наверное самой не надоест и появляется другая. при этом нет сил встать с кровати, иногда если совсем жуть, страх смерти например, то некуда бежать, ложусь и вся в напряжении пока тело ломить не будет. а надо при этом ребенка растить, молодой человек старается поддержать, но с нами мать живет, которая лучше бы меня не любила чем вот так носилась и истерики закатывала. и до сих пор как наседка. Я мало куда выезжаю, сил нет, организм как натянутая струна. когда сил нет совсем пью феназепам и насильно расслабляюсь. сердце проверила, ну и так анализов сдавала много, а когда нервничаю все равно страх что не выдержу и умру. Причем за три дня до нового года перестала есть и спать, трясет всю, боюсь не дожить до нового года. вся мокрая, дышать по полдня трудно. ну что за жизнь? Денег не хватает на полноценное лечение. Очень важен ваш ответ, помогите прошу.

Отношения в возрасте

Мне 61, ему 65. Оба одиноки ( овдовели), дочки и внуки. Смешно искать личную жизнь в нашем возрасте, но человек хороший, звонит каждый вечер, приходит раз в неделю, по воскресеньям гуляем в лесу, в парке, ходим в театр. И так 5 лет. Объединиться не получается, у меня работа, по воскресеньям внучка, у него то же самое. Он меня даже с дочкой своей за 5 лет не познакомил, моих всех знает, и от своей дочери не скрывает , что общается со мной. Напрягает, что даже внуков не пытается объединить, даже на прогулке. На первом году знакомства предлагал жениться, но я отказалась, разве печать в паспорте что-то решает, если все идет по сей день параллельно?! Последнее время стала думать, что такие отношения унизительны для меня, думаю надо прекращать. Я права?

Страдание дочери при разводе

Доброго времени суток!

рада Вас приветствовать и поблагодарить за консультацию которую ранее у Вас получила. Эта консультация изменила всю мою жизнь.

Главное, что я теперь расчитываю только на свои душевные силы. Бывают, что и они мне изменяют, но есть уверенность, что я иду своей дорогой, а не проживаю чужую жизнь.

Мы с мужем, живем раздельно более полугода. Я сбежала от него, как только возникли положительные на то обстоятельства. Точнее я сбежала от насилия и агрессии, которые стали разрушать меня, как личность. Отношения уже были к тому моменту скверные. Да и сейчас не лучше.

Но речь сейчас пойдет не обо мне, а о моей дочери, которой недавно исполнилось 5 лет.

Она сильно страдает из-за этого переезда, плохих отношений родителей между собой. Из-за моей неприклонности по отношению к бывшему мужу. Часто просит, чтобы он зашел к нам в гости. Просит, чтобы папа забирал и отводил в сад. По вечерам плачет, со словами Па-па. Мечтает нас «поженить», как в хорошем мультике.

Чем можно помочь доченьке? Как ей разъяснить, что этого мужа в моей жизни будет теперь по минимуму?

Хотя есть желание вычеркнуть эту сво. навсегда. Мои попытки договориться с этим человеком о судьбе дочери безуспешны. Он не исполняет свои обязательства перед дочерью.

Дочь все помнит, что с нами происходило последнии 5 лет её жизни. Достаточно сказать, что я 3 раза писала заявления в полицию о побоях и только ради будущего дочери отказывалась от дальнейших действий. Ему грозило до двух лет тюрьмы. Мы не пьющие. И не наркоманы тем более.

В течение 11 лет до рождения дочери я была регулятором агрессии мужа, которая не перерастала тогда в насилие. Как умная жена, где надо смолчу, где надо выйду прогуляться. Раньше него попрошу прощения и т.д. А когда я родила доченьку, нужна была забота и ласка ответная. Но я не дождалась и начала требовать заботы о себе и ребенке. Мои глаза открылись, что за ч. рядом со мной. Что он творил, Бог ему судья. Я же не желаю его более видеть рядом с собой.

А за дочь решать, имею ли я такое право?

А главное этот чужой мне мужчина со стеройдными реакциями, ей родной отец. Всячески пытается разрушать наши отношения с доченькой, хотя точно знаю, что жить её к себе не возьмет. Он и сейчас дочь к себе не приглашает. Как бы он её душу не покалечил, своим отношением к миру.

Пожалуйста, напишите, как можно обернуть ситуацию в пользу дочери?

Источник: http://smogendrr.ru/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *