Психологический тренинг как метод практической психологии: Игорь Бачков: читать онлайн — психологический тренинг как метод практической психологии

07.06.2020

в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Психологический тренинг как метод практической психологии

Психологический тренинг как метод практической психологии

Под тренинговыми группами в настоящее время понимают все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего–психолога включаются

в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций» (1996. С. 144).

Расширение границ использования этого понятия связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов.

Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:

• соблюдение ряда принципов групповой работы;

• нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

• наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух–пяти дней (так называемые группы–марафоны);

• определенная пространственная организация (чаще всего — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

• акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

• применение активных методов групповой работы;

• объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

• атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы.

Основные виды тренинговых групп в западной и отечественной практической психологии

В настоящее время существует большое количество классификаций психокоррекционных и психотерапевтических групп, рассмотреть которые полностью не представляется возможным. Впервые на русском языке систематически изложен и проанализирован достаточно широкий спектр методов фуппового психологического воздействия в работе К. Рудестама (1990). В своей классификации видов групп Рудестам опирается на два наиболее существенных параметра -— степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании фуппы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению (см. таблицу 4).

Таблица 4 Классификация психокоррекционных групп

психологический тренинг как метод практической психологии

Ж. Годфруа (1992) предлагает разделить методы психотерапии на две категории: интрапсихическую и поведенческую.

4. Основные сферы деятельности практических психологов

В настоящее время в России наиболее развитой является служба практической психологии образования. Однако психолог–практик может работать и в других сферах человеческой жизнедеятельности.

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/bachkov/0/j215.html

Психологический тренинг как метод практической психологии

Тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см. Социально-психологическая компетентность). Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в следующих задачах:
1) овладение психологическими знаниями;
2) формирование умений и навыков в сфере общения;
3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
5) коррекция и развитие системы отношений личности.

Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм социально-психологического тренинга. Среди них наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности (см. Т-группа), ролевой тренинг, видеотренинг и др. Основной контингент участников составляют представители профессий, деятельность которых предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов.

В группе социально-психологического тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что представляет необходимую предпосылку и составляющую развития компетентности в общении.

Создание климата доверия в существенной степени определяется особой формой проведения занятий, при которой ведущий не является преподавателем в традиционном смысле слова. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней, при этом он выступает одним из участников групповой работы (хотя и задающим на первых этапах групповые нормы и модели поведения). Для достижения целей социально-психологического тренинга ведущему необходимо создать условия для формирования группы высокого уровня развития (см. Уровень развития группы). Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:
1) принцип активности участников;
2) принцип исследовательской позиции в процессе работы в группах;
3) принцип объективации поведения. Важным средством объективации поведения является особым образом организованная обратная связь, эффективность которой существенно повышается при использовании видеозаписи:
4) принцип партнерского общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, интересов.

Развитие различных форм социально-психологического тренинга связано, в основном, с ведущими ориентациями современной психологии. В западной традиции — это необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, экзистенциальная (см. Экзистенциализм) и гуманистическая психология. С последней связано широкое распространение форм групповой психологической работы и, в частности, использование социально-психологического тренинга.

Источник: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1016

Тренинги по психологии, онлайн-вебинары, как стать богатым, как укрепить здоровье, улучшить качество жизни, жизнь в радости и гармонии

Павел Борисович Колесов является владельцем, идейным вдохновителем и основным тренером Тренинг-центра PAVEL-KOLESOV. Ведёт тренинги и занимается моделированием успешных стратегий уже 15 лет. Непрерывно находится в поисках новых знаний в сфере психологии и инфобизнеса. За годы практики обучался у самых известных тренеров: Тимура Гагина, Михаила Гордеева, Кармен Бостик Сент-Клер, Джона Гриндера, Фрэнка Пьюслика, Энн Энтус, Бэтти Элис Эриксон (родная дочь великого Милтона Эриксона), Стивена Гиллигена (первый ученик Милтона Эриксона) и многих других. Имеет 2 академических образования: высшее техническое и высшее психологическое.
Тренинг-центр PAVEL-KOLESOV – это обучающая площадка на основе передовых психотехнологий, позволяющая конвертировать теоретические знания в практические навыки. Деятельность тренинг-центра PAVEL-KOLESOV направлена на развитие личности и повышение качества жизни людей посредством тренингов личностного роста, которые способствуют развитию и всестороннему раскрытию потенциала личности.
Тренинг-центр PAVEL-KOLESOV – это проект для тех, кто хочет легко достигать желаемого и получать от этого удовольствие. Для тех, кто хочет гармонично развиваться и реализовывать себя. И наконец, для тех, кто готов взять на себя ответственность за успехи в своей жизни.
Цель создания компании – нанесение массовой пользы людям. Павел Борисович считает, что мы все пришли в этот мир для счастья, но в течение жизни мы обрастаем навязанными ценностями, желаниями и чужими целями, забывая себя настоящего. Задача тренинг-центра научить людей возвращаться к истокам самого себя вспомнить себя настоящего и проживать свою настоящую жизнь. Жить своей жизнью и ей наслаждаться.

психологический тренинг как метод практической психологии

психологический тренинг как метод практической психологии

психологический тренинг как метод практической психологии

Размышления вслух

Я думаю, что абсолютно каждый человек приходит в жизнь для познания! В начале жизни это все происходит в виде учебы: детский сад, школа, институт. Вот вроде бы и получил человек знания и иди дальше по жизни с удовольствием внедряй полученное.
Но почему-то все происходит не так. Жизнь предлагает различные сложные вариации, о которых не рассказали на обучении.
И тогда и наступает период самообразования. Замечательно, когда для этого попадутся полезные материалы и хватит усидчивости, терпения, понимания.
А иногда не получается. Не каждый человек от природы психолог. Не у каждого образование психолога.
Происходит непонятная ситуация. Как бы есть прогресс, но он не дает продвижения к задуманному, к достижению мечты.
И на таком этапе жизни опять происходит познание, что необходимо поучиться у того, кто знает! Ведь, если бы нас не научили в школе таблице умножения, вряд ли бы мы сами сообразили этот процесс.
Спасибо огромное таким труженикам, как Павел Колесов! Его бесконечной энергетике и отдаче.
У меня два реальных результата. Совершенно неожиданный приход денег после практики «дыхание везения» и изменения качества воды. Кстати, вода простояла в банке больше месяца, так получилось. А вкус и качество сохранились абсолютно.
Конечно, всем нам хочется улучшения своей жизни на каждом ее этапе и до конца. Здесь только один путь — учиться и познавать жизнь, мир вокруг, природу человека. Желаю всем легкого обучения и результатов!

Источник: http://larst.ru/index.php/2-uncategorised/13-stranitsa-4

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *