Детская психология как наука в России — детская психология как наука возникла

10.07.2020

Именно в середине XIX века в России взрывообразно развивались естественные и гуманитарные науки. Именно в середине XIX века интенсивно формировались взгляды на общество и человека, а также на роль человека в обществе. Именно в этот период исторического развития формировались взгляды на развитие рефлексии, на свою национальную самобытность, на свои научные и психические особенности. Тогда-то и начала почти стихийно формироваться и отечественная психология с поиска путей построения ее методологии по причине ее отличий от психологий европейских народов. Прежде всего, необходимо было разработать методологию новой науки и выяснить ее основу. Что есть основа психологии, основа жизни души — физиология или духовная сфера? естественнонаучный взгляд на мир или гуманитарный? Ответ на этот вопрос давал основание для построения научной базы для психологии вообще и детской психологии в частности — либо естественнонаучной либо гуманитарной, на базе философии, с которой она и была связана главным образом до того времени, либо на основе физиологии, как того требовали новые веяния науки и общественные предпочтения. Поскольку главный интерес общества того периода был сосредоточен на прогрессе, то к науке предъявлялись особые требования. Интересовались, прежде всего, развитием естественных наук и их достижения. Это были годы расцвета естественных наук в России, что и наложило естественнонаучный и материалистический отпечаток и на развитие психологии. Итак, существовали две концепции построения психологии. У истоков каждой из них стояли выдающиеся мыслители. Естественнонаучное обоснование психологии обосновывал Иван Михайлович Сеченов, гуманитарнофилософскую базу новой науки отстаивали Памфил Данилович Юркевич и Владимир Сергеевич Соловьев.

Детская психология как наука в России.

В настоящее время детская психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития ребенка и формирования личности на протяжении периода детства. Детская психология как наука начала формироваться в России в начале XX в., но возникла и развивалась она не на пустом месте. Прочным фундаментом для детской психологии явились многие традиции отечественной общественной мысли, развивающейся с середины XIX в. в недрах отечественной психологии, педагогики и философии. Процесс становления и развития детской психологии в России имел ряд особенностей, отличающих ее от западных учений о психологии, несмотря на то, что духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Тем не менее, русская общественная жизнь была обусловлена иными, чем в западной Европы, социальными и историческими путями развития общества. Поэтому и формирование такой науки, как детская психология, было отличным от европейского пути при всем неизбежном и существенном влиянии на формирование отечественной детской психологии.

Именно в середине XIX века в России взрывообразно развивались естественные и гуманитарные науки. Именно в середине XIX века интенсивно формировались взгляды на общество и человека, а также на роль человека в обществе. Именно в этот период исторического развития формировались взгляды на развитие рефлексии, на свою национальную самобытность, на свои научные и психические особенности. Тогда-то и начала почти стихийно формироваться и отечественная психология с поиска путей построения ее методологии по причине ее отличий от психологий европейских народов. Прежде всего, необходимо было разработать методологию новой науки и выяснить ее основу. Что есть основа психологии, основа жизни души — физиология или духовная сфера? естественнонаучный взгляд на мир или гуманитарный? Ответ на этот вопрос давал основание для построения научной базы для психологии вообще и детской психологии в частности — либо естественнонаучной либо гуманитарной, на базе философии, с которой она и была связана главным образом до того времени, либо на основе физиологии, как того требовали новые веяния науки и общественные предпочтения. Поскольку главный интерес общества того периода был сосредоточен на прогрессе, то к науке предъявлялись особые требования. Интересовались, прежде всего, развитием естественных наук и их достижения. Это были годы расцвета естественных наук в России, что и наложило естественнонаучный и материалистический отпечаток и на развитие психологии. Итак, существовали две концепции построения психологии. У истоков каждой из них стояли выдающиеся мыслители. Естественнонаучное обоснование психологии обосновывал Иван Михайлович Сеченов, гуманитарнофилософскую базу новой науки отстаивали Памфил Данилович Юркевич и Владимир Сергеевич Соловьев. детская психология как наука возникла

Направление Сеченова было ориентировано на исследование генезиса психического развития и пользовалось методы соматического исследований, которые были не только раньше разработаны, но оказались намного точнее, чем гуманитарные способы изучения душевной жизни ребенка. Поскольку русские врачи уже давно стали применять объективные методы исследования развития ребенка и использовали данные о биологическом и физиологическом созревании и развитии детей, то это было огромной базой для обобщений в русле детской психологии. Именно в России первоначальный интерес к детской психологии был подготовлен предшествующим развитием смежных наук — физиологии, педиатрии, психиатрии. Поэтому основные концепции детского развития и были построены в русле естественнонаучной психологии.

В то же время проблемы нравственного развития ребенка, вопросы социализации, изучение роли культуры и художественного творчества в становлении личности с неизбежностью заставляли ученых обращаться и к гуманитарной, философской ветви психологической науки. Большое значение для молодой науки имели не только работы И.М. Сеченова или таких известных педиатров как И.В. Тарханов и Н.П. Гундобин. Влияние К. Д. Ушинского и детских врачей, которые считали, что проблема воспитания нравственной личности является задачей не только педагогики, но и других наук, внесли большой вклад в развитие новой науки.

Однако подлинными инициаторами формирования детской психологии в России были А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев и В.М. Бехтерев. Они поставили вопрос о достоинствах комплексного характера детской психологии, главная задача которой психологическое исследование детей. Н.П. Румянцев считал, что детская психология изучает как физическую, так и духовную природу детей и представляет со бой во всех отношениях науку о человеке как предмете воспитания. Задача детских психологов состоит в том, чтобы собрать и систематизировать все, что относится к жизни и развитию детей, найти законы этого развития и установить его периоды. Об этом же писал и В.М. Бехтерев — он полагал, что главной задачей детской психологии является исследование душевных особенностей ребенка и вопросы его воспитания.

Источник: http://kotmurr.spb.ru/psychology/detskaya_psychologiya.html

Детская психология: наука понимать ребенка

детская психология как наука возниклаДети отличаются от взрослых не только ростом, весом и жизненным опытом: малыши и подростки иначе мыслят, иначе рассуждают, иначе относятся к жизни и иначе реагируют на те или иные события, чем взрослые. Детская психология – разновидность возрастной психологии, изучающая особенности психического развития ребенка. И знание психологии ребенка всегда поможет лучше понимать его.

Основные особенности

В детстве человек развивается очень быстро и интенсивно. За какие-то пять-шесть лет беспомощный младенец превращается в личность, обладающую характером, привычками, вкусами, взглядами и интересами. В дальнейшем развитие продолжается менее бурно, постепенно замедляясь с годами. Эти изменения и изучает детская психология.

Конечно, все дети разные, однако все в своем развитии проживают определенные этапы. Например, в возрасте трех месяцев дети радуются взрослым, в возрасте года предпочитают играть с игрушками, а в возрасте трех-четырех лет отстаивают в той или иной форме свою независимость. Психологи выявляют закономерности развития детей и находят им объяснения.

Психика ребенка очень пластична, поэтому в детском возрасте различные нарушения корректировать гораздо проще, чем во взрослом. Поэтому детская психология тесно связана с педагогикой.

Молодая наука

Детская психология как наука возникла сравнительно недавно – в конце XIX века. Первой книгой, посвященной именно детской психологии, стала «Душа ребенка» ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера. Автор наблюдал за развитием собственного сына, уделяя достаточное внимание психическим особенностям ребенка. После появления этой книги детская психология стала развиваться, не теряя, впрочем, связи с другими науками, например, философией и педагогикой. Детская психология преследует две задачи: понять самого ребенка и понять, что именно влияет на развитие ребенка, на его взросление.

До этого момента детская психология мало кого интересовала по целому ряду причин. Современным родителям, уверенным в том, что детей нужно любить и баловать, сложно представить, что когда-то к детям относились совсем иначе. Регулировать рождаемость тогда не умели, детей рождалось гораздо больше, чем сейчас, но и смертность в раннем возрасте была очень высокой. Отношение к детям было несерьезным и не особенно бережным. Соответственно, и в особенности детской психологии никто не вникал: требовалось, чтобы малыш выполнял требования взрослых и не слишком докучал им.

Развитие ребенка

Современные психологи нередко представляют развитие человека как цепочку из кризисов. Каждый кризис – это некий внутренний конфликт, переживаемый человеком. Переживая кризис, ребенок готовится передвинуться на новую ступень в своем развитии. Критические периоды были открыты эмпирическим путем. Сначала заговорили о кризисе семи лет, потом – о кризисе трех лет Кризис трех лет: первые шаги к самостоятельности детская психология как наука возникла . Следующий известный возрастной кризис – подростковый, тринадцать лет. Последними были открыты кризис одного года и кризис новорожденности.

Границы таких критических периодов очень неотчетливы: определить, когда именно дитя вступило в сложную фазу, а также предсказать, когда эта фаза закончится, практически невозможно. Во время кризисов с детьми очень трудно общаться: они практически не поддаются воспитанию, демонстрируют строптивость, конфликтность.

Кризисы раннего возраста

Первый кризис, с которым приходится столкнуться крохе – кризис новорожденности. Очевидно, что появление на свет – это серьезное изменение в жизни новорожденного. И специалисты все чаще задумываются о том, какое влияние это событие оказывает на жизни ребенка. Малышу предстоит научиться вести автономную жизнь, причем автономия должна быть не только физической, но и психологической.

Признаком первого кризиса психологи считают потерю веса после рождения. Признаком окончания кризиса считают способность ребенка реагировать на взрослых людей. Так, большое значение имеет так называемый «комплекс оживления»: при виде взрослого младенец пытается улыбаться, демонстрирует двигательное возбуждение, пытается использовать крик и другие звуки для привлечения внимания и общения.

Кризис одного года – это переход от младенчества к раннему возрасту. Этот кризис связан с освоением речи. Ребенок уже чувствует потребность сообщить окружающим о своих желаниях и чувствах, но еще не умеет в достаточной степени пользоваться для общения речью. Проявляется кризис аффективными вспышками: дети могут кричать, драться, падать на пол и дрыгать ногами. Появляется автономная речь, состоящая из восклицаний.

Кризис одного года часто протекает почти незаметно, но иногда становится серьезной проблемой как для ребенка, так и для окружающих. Но по мере того как ребенок овладевает речью, трудности сходят на нет.

Кризисы дошкольного возраста

Кризис трех лет – наверное, самый известный и изученный из всех возрастных кризисов. Этот кризис связан с социализацией ребенка. Малыш становится упрямым и деспотичным, он стремится все делать наоборот и постоянно бунтует. Ребенок осознает разницу между «хочу» и «должен», он изо всех сил стремится к самостоятельности и отстаивает свою независимость.

Задача родителей – пойти малышу навстречу и дать ему возможность принимать какие-то решения. Основная сфера деятельности, где ребенок может «хозяйничать» — игра. Пусть дитя создает новые правила и нормы, и кризис постепенно сойдет на нет.

В семь лет дошкольник переживает кризис саморегуляции. Процесс утраты старых норм поведения и приобретения новых может оказаться довольно сложным. Ребенок кривляется и ведет себя неестественно, чем может очень раздражать взрослых, он спорит и реагирует с опозданием, словно не слышит. В результате кризиса теряется детская непосредственность, ребенок становится более закрытым, менее понятным – одним словом, взрослеет.

Источник: http://www.womenclub.ru/children/2309.htm

Что такое детская психология?

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

детская психология как наука возникла

Детская психология — это область науки, которая исследует факты и закономерности психического становления ребёнка. У неё есть взаимосвязь с педагогической психологией, с возрастной морфологией и физиологией. Исследование появления и развития психических процессов в онтогенезе помогает в решение вопросов общей психологии и философии.

Предметом детской психологии выступают условия и причины онтогенеза человеческой психики, становление отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также разнообразные виды детской деятельности (игры, учение), развитие личности, возрастные и личные особенности детей.

Некоторые психические процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности ребёнка, который имеет конкретные природные задатки, а также живёт, поступает определённым образом и воспитывается в конкретных социальных условиях.
Когда человек перестаёт быть маленьким ребёнком, а становится взрослым человеком, изменяется процесс развития психики, он по-другому начинает реагировать на действительность.

В данном направлении науки применяются следующие методы: систематическое наблюдение, разговоры, сбор и анализ продуктов детской деятельности, различные опыты.
Изучение проблем происходит в виде «продольного исследования» и в виде «поперечных срезов». Продольное исследование — это исследование общего психическое развития у одних и тех же детей в течение долгого периода их жизни.
А поперечные срезы — это процесс исследования психики в течение короткого промежутка времени и среди детей различных возрастов.

Автор: Пашков М.К. Координатор проекта по контенту.

Источник: http://www.tiensmed.ru/news/post_new1679.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *