Этапы становления психологии — этапы становления психологии как науки

24.08.2020

Уже к началу 20-го века стало ясно, что все наработки экспериментальной психологии наподобие функционирования рефлекторных дуг мало помогают объяснить хитросплетения человеческой души и тем более решить насущные практические задачи. И в психологии наступил кризис, закончившийся формированием множества отдельных психологических школ, таких как глубинная психология (в том числе психоаналитическая теория З. Фрейда), гештальтпсихология, бихевиоризм. В дальнейшем к ним добавилась экзистенциальная, когнитивная психология и многие другие направления.

Этапы развития психологии

этапы становления психологии как науки

Психология — наука одновременно молодая и древняя. Ведь всем людям в повседневной жизни в каком-то смысле приходится быть психологами. Поэтому можно сказать, что психология в том или ином виде существовала всегда. Разные авторы выделяют разное количество этапов развития психологии и по-разному проводят границы между ними. Так или иначе, все периодизации условны.

Донаучный этап

Во многих древних культурах были некие представления о душе, тесно переплетенные с легендами, мифами, религиозными верованиями. С них-то и началось развитие психологии.

Философский этап

Со времен древнегреческих мыслителей (около VII века до н.э) и до XVIII век н.э. психология существовала в рамках философии, а не как отдельная дисциплина. Человеческие представления о душе на протяжение всего этого времени многократно менялись, они вовсе не были статичны.

Выдающиеся философы античного мира придерживались разных представлений о душе. Например, Платон считал душу первичной и бессмертной сущностью, а тело — всего лишь ее отражением. А вот Аристотель придерживался почти современных взглядов, считая душу функцией тела. Гиппократ впервые разделил людей на флегматиков, холериков, меланхоликов и сангвиников. Эта классификация оказалась так удачна, что мы пользуемся ей до сих пор.

Средневековье было для психологии временем застоя, поскольку под влиянием христианства изменилось само понятие души. Душа теперь была божественной сущностью, находившейся в божественной воле. А божья воля, как известно, непостижима.

Эпоха Возрождения ознаменовалась расцветом рационализма, появлением механистической картины мира. «Франкенштейн» — книга об искусственно созданном человеке, написанная Мэри Шелли, возникла совсем не случайно. Сама идея о том, что человека можно создать искусственно, собрав из составных частей как механизм, была вполне в духе эпохи. Представления Рене Декарта о животных как о сложных органических машинах тоже очень ярко отражают тенденции этого этапа развития психологии. Правда, людям Декарт душу все-таки позволил. А вот врач Жюльен Ламетри пошел дальше.

Экспериментальный этап

этапы становления психологии как наукиВ XIX веке получил распространение эмпирический, экспериментальный подход. Новейшие достижения в медицине вдохновили научное сообщество того времени. Ученые исследовали реакцию на раздражители, пытались связать деятельность нервной системы с конкретными анатомическими структурами и физиологическими процессами. Приверженцем экспериментального подхода в психологии был и Вильгельм Вундт, создавший в 1875 г. психологическую лабораторию. Именно это событие и считается моментом появления психологии как отдельной науки.

Методологический кризис и разделение психологии на отдельные направления

этапы становления психологии как наукиУже к началу 20-го века стало ясно, что все наработки экспериментальной психологии наподобие функционирования рефлекторных дуг мало помогают объяснить хитросплетения человеческой души и тем более решить насущные практические задачи. И в психологии наступил кризис, закончившийся формированием множества отдельных психологических школ, таких как глубинная психология (в том числе психоаналитическая теория З. Фрейда), гештальтпсихология, бихевиоризм. В дальнейшем к ним добавилась экзистенциальная, когнитивная психология и многие другие направления.

Современная психология

На текущем этапе становления психологии появилась тенденция к синтезу разных направлений, их наиболее значимых наработок. В связи с развитием физиологии высшей нервной деятельности возрождается экспериментальный подход, связывающий поведенческие реакции человека с электрохимическими процессами в тканях мозга.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/etapy-razvitiya-psihologii

Развитие психологии как науки

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
этапы становления психологии как науки

Вернуться назад на Развитие психологии

Психология — и очень старая, и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: «у психологии огромная предыстория и очень короткая история». Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает «psyche» — душа, «logos» — наука, учение, то есть «наука о душе». Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще и о душе в частности. Изучение, объяснение природы душевных явлений и являются первым этапом в становлении предмета психологии.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.

Отметим основные этапы ее развития:

I этап. Психология как наука о душе. Возникает в V веке до н.э. в связи с появлением трактата Аристотеля «О душе», считающегося первым психологическим трудом. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап. Психология как наука о сознании. Появление нового этапа вызванного развитием естественных наук (XVII век). Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап. Психология как наука о поведении (XIX век). Задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап. Современный этап развития психологии (начиная с XX века по настоящее время). Психология сегодня — это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир, современная психология — на базе материалистического взгляда на мир.

Таким образом, современная психология — это наука, изучающая явления и закономерности развития и механизмы функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объектом ее изучения является психика человека, а предметом — факты, закономерности, механизмы психики. При этом под психикой понимают свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.

Психология женщин
Психология мужчин
Психология человека
Психология общения
Жизнеобеспечение человека

Источник: http://center-yf.ru/data/stat/razvitie-psihologii-kak-nauki.php

Этапы развития психологии как науки.

Психология как наука прошла определенный путь развития.

1 этап.Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную душу.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2 этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействие из вне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистическое представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3 этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале ХХ в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

4 этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.

этапы становления психологии как науки

Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень точно – у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов.

Рассматривая основные этапы становления психологии следует отметить, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития и как менялся предмет исследований психологической науки. В становлении психологии как науки условно можно выделить четыре этапа развития (схема 3).

4. Основные принципы и категории психологии.

Основными методологическими принципами психологии выступают следующие принципы:

Принципы детерминизма. Принцип причинной обусловленности психических явлений, он означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с трансформацией этих условий.

Принцип единства сознания и деятельности. Данный принцип означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.

Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.

Принцип личностного подхода. Ориентирует исследователей всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека на то, чтобы осмыслить их как особые качества, присущие каждому конкретному индивиду в отличие от других людей.

Источник: http://poisk-ru.ru/s16765t4.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *