Основные этапы развития социальной психологии как науки; Студопедия — основные этапы психологии развития как науки

08.08.2020

— взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.);

Основные этапы психологии развития как науки

Социальная психология как наука. Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология – это раздел психологии, который посвящён изучению поведения человека в обществе и различных группах, его восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ социальной психологии представляется очень важным для психологически правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и коллектива.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.

Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.

Основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап — становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально» психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода — К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей.

Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада.

Предмет социальной психологии – это закономерности возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровнях, а также в разных областях и условиях. Но это больше относится к теоретической стороне науки. Если же говорить о практической стороне социальной психологии, то её предметом будет выступать совокупность закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в области социально-психологических явлений.

Предмет — это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. (Бехтерев)

Задачи:

1) Выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике

2) «Достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

К объектам социальной психологии относятся сами носители социально-психологических явлений:

— личность в группе и системе отношений;

— взаимодействие человека с человеком (родственники, коллеги, партнёры и т.п.);

— малая группа (семья, класс, компания друзей, рабочая смена и т.п.);

— взаимодействие человека с группой (лидеры и ведомые, начальники и подчинённые, учителя и ученики и т.п.);

— взаимодействие групп людей (соревнования, дебаты, конфликты и т.п.);

— большая социальная группа (этнос, социальный слой, политическая партия, религиозная конфессия и т.п.).

Методы социальной психологии имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:

1) Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, аппаратурные методы, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности);

2) Метод моделирования;

3) Методы управленческо-воспитательного воздействия;

4) Методы социально-психологического воздействия.

Источник: http://studopedia.ru/14_15500_osnovnie-etapi-razvitiya-sotsialnoy-psihologii-kak-nauki.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Основные этапы развития социальной психологии как науки

Лекция № 1. Объект и предмет социальной психологии. История социальной психологии.

Лекции

План:

1.Предмет социальной психологии

2.Основные этапы развития социальной психологии как науки

3.Экспериментальный период развития социальной психологии

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX века, хотя само поня­тие стало широко употребляться только после 1908 года в связи с появлением работ У.Мак-Дугалла и Э.Росса. Эти авторы впервые вынесли термин «социальная психология» в название своих работ. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. При этом ис­следование собственно социально-психологических научных про­блем началось в XIX веке, когда социологи, психологи, филосо­фы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенно­сти психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. К этому времени наука вполне «созрела» для того, чтобы выявить некоторые социально-психологические закономерности. Но оказалось, что поставлен­ные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существо­вавших тогда наук. Необходима была интеграция. И прежде всœего интеграция социологии и психологии, поскольку психология ис­следует психику человека, а социология — общество.

Выделяют основные этапы развития социальной психологии как науки:

Первый этап становление социальной психологии как науки — охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Оп­ределяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам соци­альной психологии. На этом этапе решение и теоретический ана­лиз социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, фи­лософов, литературоведов, этнографов и т.д. Большинство выше­перечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап продолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода яв­ляется К.Левин, создатель теории групповой динамики. Он иссле­довал проблемы социальных факторов воли как целœенаправлен­ного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т.д. Вместе с тем, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разраба­тывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап в развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузов­ские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое при­стальное внимание к социально-психологическим вопросам вы­звано потребностями совершенствования и стабилизации общест­венных отношений на всœех уровнях социальной стратификации. Вместе с тем, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: соци­ально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология фор­мирования общественного мнения и др.

Читайте также

Лекция № 1. Объект и предмет социальной психологии. История социальной психологии. Лекции План: 1.Предмет социальной психологии 2.Основные этапы развития социальной психологии как науки 3.Экспериментальный период развития социальной психологии Социальная. [читать подробенее]

Лекция № 1. Объект и предмет социальной психологии. История социальной психологии. Лекции План: 1.Предмет социальной психологии 2.Основные этапы развития социальной психологии как науки 3.Экспериментальный период развития социальной психологии Социальная. [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/random/view/855625

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *