Объект и предмет психологии, Основные категории психологии как науки — Психология как наука — что является предметом психологии как науки

14.06.2020

Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.

Что является предметом психологии как науки

Для начала стоит ввести определения «предмет» и «объект».

Объект-часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.

Предмет — часть объекта интересующего исследователя.

Объектом психологии является психика.

В психологии, как науке сложилось два подхода к пониманию психики.

· Идеалистический, в нем психика рассматривается, как первичная реальность, существующая независимо от материального мира.

· Материалистический, в нем говорится, что психика это свойство головного мозга обеспечивать способность отражать предметы и явления окружающего мира.

Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.

Под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками.

Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Основные категории психологии как науки

Основными категориями психологии являются:

1. Психика — субъективный образ объективного мира, форм в процессе познания деятельности и общения.

В психике выделяют такие явления как (Рис 1):

что является предметом психологии как науки

Рис. 1 Виды психических явлений.

v Психические процессы -это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее «атомы».

Ш Ощущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств)

Ш Восприятие (психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.)

Ш Мышление (способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.)

Ш Представление (процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.)

Ш Воображение (это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.)

Ш Речь (это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.)

Ш Память (способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.)

Ш Эмоции (быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.)

Ш Воля (способность сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.)

Ш Внимание (сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект.)

v Психические состояния

Ш Настроение (достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.)

Ш Фрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.)

Ш Аффект (эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.)

Ш Стресс (состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.)

v Психические свойства

Ш Темперамент (устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.)

Ш Характер (это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.)

Ш Направленность (установки, ставшие свойствами личности.)

Ш Способности (это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.)

2. Сознание — высший этап развития психики, результат всестороннего развития человека в процессе общения и труда.

3. Бессознательная — форма отражающая действительность при которой человек не осознает ее источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями (сновидения).

4. Поведение — внешнее проявление психической деятельности человека, его поступки и действия.

5. Деятельность — система целей, задач, действий и операций направленных на реализацию потребностей и интересов человека.

Источник: http://studbooks.net/1701986/psihologiya/obekt_predmet_psihologii

Предмет и объект психологии.

Предмет психологии. Методы научно-психологических исследований.

Определение психологии как науки.

Слово «психология», образованное из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), впервые появилось в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Сегодня психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, и учитывать психологию людей, а также индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Всем важно понять , чего хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки , совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять свои возможности, достоинства и недостатки, иными словами уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние свой души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения. (аутотренинг, медитация, нейролингвистическое программирование); она нужна родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима деловому человеку для того, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности операторов. (Л.Д. Столяренко «Основы психологии»)

Предмет и объект психологии.

Что же составляетпредмет научного изучения в психологии? Это прежде всего конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Так, исследуя процесс восприятия человеком окружающих его предметов, психология установила, что образ предмета сохраняет и при изменяющихся условиях восприятия. Например, страница учебника при различной освещенности (белая). В данном случае перед нами качественная характеристика психологического факта. Примером количественной характеристики психологического факта может послужить скорость реакции данного человека на воздействующий раздражитель. Например, нажатие кнопки в ответ на вспышку лампочки (быстрее или медленнее). Индивидуальные различия скорости реакции, наблюдаемые в эксперименте, являются психологическими фактами, устанавливаемыми в научном исследовании. Они позволяют количественно охарактеризовать некоторые особенности психики различных испытуемых.

Однако научная психология не может ограничиться описанием психологического факта. Научное познание требует перехода от описания явлений к их объяснению. Последнее предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Поэтому предметомизучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законы. (А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский «Психология»)

Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

что является предметом психологии как науки

Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под объектом психологии мы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов:

o часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

o те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

o собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики.

Такое понимание объекта психологии, вообще, раскрывает большие возможности перед исследователями в формулировании и уточнении объектов различных отраслей психологии.

Источник: http://helpiks.org/7-7156.html

ЧТО является предметом ПСИХОЛОГИИ? 202

Расхождение между школами в мировой психологии имеет частный характер и свидетельствует о том, что предмет психоло­гии следует понимать более широко, включая в него и внутрен­ние субъективные феномены, и поведение человека, и феноме­ны неосознаваемой психики.

Весь исторический путь научной психологии представляет собой расширение предмета психологии и усложнение научных схем:

— сначала накапливалось житейское знание о человеке и его отношениях в окружающем мире;

— затем, во времена философской и религиозной мысли, предметом психологии считалась душа, ее свойства и сущность;

— после Декарта психология в течение почти двух веков была психологией сознания;

— исследование бессознательного привело к тому, что пред­метом психологии стала глубинная область психики и влечения;

— исследование поведения привело к пониманию совокуп­ности реакций организма как предмета психологии.

Как же можно определить предметпсихологии? Психология остается наукой о психике,которая включает в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто назы­вают познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состоя­ниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способ­ности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает чело­веческое общение и поведение, их зависимость от психических

явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих позна­вательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духов­ных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как «личность».

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависи­мости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и обще­ние). Общение и деятельность поэтому также составляют пред­мет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его об­щение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

На схеме представлены основные типы явлений, которые изу­чает современная психология 1 .

что является предметом психологии как науки

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явле­ний, изучаемых психологией, входят и отношения между людь­ми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Какими бы сложными путями ни продвигалась психологи­ческая мысль, осваивая свой предмет, какими бы терминами его ни обозначали (душа, сознание, психика, деятельность), можно выделить признаки, которые характеризуют предмет психоло­гии, отличающий ее от других наук.

«Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побужда­ющих действовать, а также в самих действиях, переживаниях, своих отношениях к другим людям и самому себе, в свойствах лично­сти как ядра этой системы» 1 .

Петровский А. В., Ярошевскии М. Г. История психологии. С. 70—79.

Источник: http://studepedia.org/index.php?post=60443&vol=2

Что изучает психология?

что является предметом психологии как науки

Психология как научная дисциплина имеет свои предмет и объект, задачи и методы. Рассмотрим подробнее, что изучает психология.

Предмет и объект психологии

Сразу определим, что предмет изучения той или иной науки – это более широкий термин, чем объект, который выступает частью предмета.

Предмет психологии

Важно отметить, что взгляды на предмет данной науки с течением времени менялись. Изначально в основе психологии лежало изучение души как средоточия всего эмоционального, бессознательного в человеке. Значительно позже, примерно с XVII века, когда термин «душа» ушел из научной терминологии, психология стала называться наукой, исследующей сознание. Начиная с XX века, взгляды вновь поменялись, теперь предметом психологии стал поведенческий фактор.

Немногим позже (и до сегодняшнего дня) в качестве предмета психологии была определена психика как субъективный внутренний мир человека во всей ее многогранности.

Объект психологии

Главным объектом этой науки является сам по себе субъект в разрезе его поведения, социальной жизнедеятельности, взаимоотношений различного характера (трудовых, личностных, социальных).

Причем в зависимости от того, в каком именно аспекте изучается психика человека, выделяют различные отрасли данной науки.

Отрасли психологии

Помимо указанных отраслей, существуют и различные другие направления психологических исследований. В частности, узкоспециализированные отрасли, занимающиеся изучением психики личности, проявляющейся в тех или иных условиях деятельности. Например, существует юридическая психология, которая занимается проблематикой поведения участников уголовного процесса (психология допроса и дачи показаний, психология преступления).

Задачи и методы психологии

Задачи психологии

В своей работе психологи ставят целью изучить:

Методы психологии

Также рекомендуем к прочтению еще одну нашу статью на данную тематику — Что такое психология. А в нашем разделе Психология вы найдете и множество других материалов, связанных с данной наукой.

Источник: http://elhow.ru/psihologija/chto-izuchaet-psihologija

Психология как наука Предмет и объект психологии как науки

Что является объектом и предметом психологии? Казалось бы, с ответом на этот вопрос сложностей быть не должно, однако это не так.

В дословном переводе, как мы уже говорили, психология – наука о душе (от греческого psyche – душа и logos – учение, наука). Если душа – объект психологии, то мы сталкиваемся с радом трудноразрешимых проблем.

Во–первых: что такое душа? Если это – некоторая метафора, позволяющая нам объяснить, скажем, человеческую активность, особенности переживаний, мышления и др., то она не может быть объектом психологии, оказываясь лишь понятием, облегчающим наши рассуждения через апелляцию не вполне понятно к чему. «Почему человек мыслит?» – задаемся мы вопросом и отвечаем: «Потому что у него есть душа»; а могли бы сказать: «Так захотела природа» или просто: «Так получилось». В этом случае «душа» выступила бы как объяснительный принцип (все равно нуждающийся в дополнительном обсуждении), но не как объект науки.

Подойдем к этому с другой стороны и зададимся вопросом: а существует ли душа как реальность? Ведь лишь признание ее объективности может сделать ее объектом науки.

Ответа на этот вопрос, как вы понимаете, нет. Существование души несомненно для одних и условно для других. Скажем так: если душа существует, то непосредственно увидеть, «ухватить», измерить ее невозможно; невозможно и экспериментировать с ней. В этом – одна из специфических особенностей психологии как науки: если в религии или искусстве можно рассуждать о душе без всяких оговорок, то наука, указывая на ее существование как самостоятельной реальности, должна это существование доказать или обосновать. А душа, повторим, эмпирически неуловима: мы можем наблюдать поведение, слушать и фиксировать речь, анализировать продукты творчества, оценивать успешность деятельности и т. д. – но все это не душа, а в лучшем случае проявления.

Если вместо «душа» мы будем говорить «психика» (имея при этом в виду особую форму отражения мира, присущую высокоорганизованным существам), то положение в этом отношении существенно не изменится: психика так же «ускользает» от непосредственного исследования, как и душа, и доказать ее существование как самостоятельной реальности так же сложно.

Можно попытаться подойти к вопросу об объекте психологии иначе, оценить, что именно – неорганическая, органическая природа, общество, мышление (см. «треугольник наук») может выступить в качестве такового; однако оказывается, что без обсуждения того, что такое «душа» или «психика», ответ невозможен – нужно иметь критерии «одушевленности» (и, кстати, существуют мыслители, считающие одушевленным весь мир!)

Казалось бы, вывод неутешителен. Означает ли сказанное, что у психологии нет объекта, или же, что почти то же самое, этот объект предельно неопределен?

По–видимому, не совсем так. Ведь для нас несомненно (или, как говорят, «нам дано»), что в нас живут образы, чувства, переживания; что есть некоторая особенная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю.

Воспользуемся образом А. В. Петровского[21]; есть солнце – и есть моя мысль о солнце; есть переживание радости при появлении солнца, да и то, как я вижу солнце – образ солнца во мне – это ведь не само солнце, а нечто особенное. Есть я, человек, и есть мое представление о самом себе, мое отношение к самому себе.

Во мне живут желания, чувства, эмоции, побуждающие меня к деятельности; я могу представить себе то, чего никогда не видел; я могу вспомнить то, что давно уже исчезло из моей жизни. Иными словами, есть мир (в том числе и другие люди, и я сам), и есть то, как этот мир живет во мне и других людях – в образах, мыслях, отношениях, то есть мир психических явлений, субъективная реальность. (Это не означает, что психология изучает только индивидуальную психическую реальность – хотя первоначально именно она составляла предмет психологии. Несколько позже вы узнаете, в частности, о социальной психологии и др.)

Все это, повторим, для нас достаточно очевидно; а коль скоро эта субъективная реальность существует, то можно попытаться понять, что она собой представляет, как возникает, развивается, умирает, в чем проявляется, что определяет ее существование и как это происходит. Субъективная реальность у каждого своя, если же предположить, что она формируется по единым основным принципам, то можно постараться их обнаружить, то есть открыть закономерности, которым следует ее развитие и существование.

Быть может, для анализа этой реальности достаточно взгляда «внутрь себя»? Одно время психологи примерно так и полагали, пытаясь понять психические явления через специально организованное самонаблюдение (интроспекцию) и отчеты о его результатах, – то есть психологи пытались наблюдать за собственными переживаниями, образами, мыслями, их взаимосвязью, соединением, появлением, исчезновением. На этом пути были получены важные данные, но оказалось, что этого недостаточно – ведь в самом себе наблюдать и оценить можно лишь то, что осознается (да и это нелегко – нельзя одновременно думать о чем–то и думать о том, как думаешь!); между тем (и вы с этим познакомитесь в дальнейшем) было показано, что в нас живет и неосознаваемое – установки, скрытые желания, привычки, стереотипы, которые могут «прятаться» за тем, что мы воспринимаем в себе как очевидное, искажать нашу оценку, заставлять нас бессознательно избегать осознания определенных переживаний, забывать события и т. д. Кроме того, при таком подходе жестко противопоставляются внутренний и внешний миры, что также критикуемо. Из сказанного следует, что в самонаблюдении психика проявляется лишь определенной стороной, искаженно и фрагментарно.

Особенностью психологии является то, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования; ей приходится искать для этого другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор такого «вторичного объекта» или «объекта–посредника» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, то есть того объяснительного принципа, который предлагается той или иной научной школой.

Как вы поняли, окончательного ответа на вопросы типа «что такое душа?» или «что такое психика?» не существует, хотя различные направления психологической науки иногда рискуют давать определения. Вместо того, чтобы пытаться дать точный ответ, мы кратко проследим, как менялись представления о душе (психике), то есть как менялся предмет психологии; тем самым мы обозначим спектр возможных подходов – что и важно для «Введения». Разумеется, мы не сможем даже с относительной полнотой рассмотреть ведущие психологические теории, но наиболее важные моменты постараемся отметить. В ходе этого рассмотрения мы увидим и попытки развивать психологию и как естественнонаучную, и как гуманитарную дисциплину.

Дата публикования: 2014-11-03 ; Прочитано: 225 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Источник: http://studopedia.org/3-77415.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *