Определение и история развития психологии как науки; Студопедия — история психологии как науки
15.08.2020Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев. Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
История психологии как науки
Тема 1. Психология как наука и сфера практической деятельности
Психология как наука имеет длительный период становления и относительно короткую историю. Она возникла много веков назад сначала как составная часть философии. Слово “психология” образовано из греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука). Но сам термин “психология” появился впервые только в XVI в., и относился к науке, которая занималась изучением, так называемых, душевных или психических явлений. Таким образом, психология – это наука о психических процессах, психических состояниях и психических свойствах индивидуума. Она изучает закономерности развития и функции психической деятельности человека.
Еще в древней Греции (VI в. до н.э.) возникли первые попытки объяснить психические явления. Первые греческие философы считали, что в каждом человеке есть нечто (анима (латинск.) – “дух”, “душа”), позволяющее ему думать, чувствовать, желать, принимать решения. Согласно представлениям Платона (427-347 гг. до н.э.) дух, или душа, – это самостоятельная субстанция, она существует наравне с телом и независимо от него и управляет всеми живыми и неживыми предметами. Демокрит (460–370 гг. до н.э.) считал, что душа – это материальное вещество, оно состоит из атомов огня. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.
Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Его трактат “О душе” – первое психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. Он выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа или “психе”, – это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.
Господствующая в средние века религия запрещала изучение человека. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.
Р. Декарт (1596-1650) одним из первых попытался объяснить поведение животных и человека на основе механической модели. Именно он ввел понятие рефлекса. Р. Декарт противопоставил душу и тело: тело может только двигаться, душа – только мыслить. Однако душа способна производить в теле движения. Его подход получил название дуализм. Лишь в начале ХХ века понятие души сменилось сначала понятием “разума”, а затем понятием “сознание”.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.
В начале ХIХ в. стали складываться новые подходы к психике, возникли предпосылки для формирования психологии как науки. К числу таких предпосылок относится развитие анатомии и физиологии нервной системы. Внимание ученых привлечено к изучению мозга и его роли в психической деятельности.
Важное значение имело также изменение положения психиатрии и отношения к душевнобольным. Идеи о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить послужили началом сравнительных исследований психики в норме и патологии. Таким образом, знания, накопленные в биологии, физиологии, медицине, явились основой для создания научной психологии.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением в нее экспериментальных методов (до того времени в психологии господствующим был метод интроспекции – самонаблюдения). В 1879 г. немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Тогда началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакции, чувств. В школе Вундта было подготовлено первое поколение профессиональных психологов. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев (1857-1927) организовал подобную лабораторию в России.
Конец ХIХ – начало ХХ вв. характеризуется бурным ростом экспериментальной и различных отраслей прикладной психологи. Разрабатываются экспериментальные методы исследования памяти (Г. Эббингауз, 1850-1909). Первые тесты интеллекта были созданы французским психологом А.Бине (1905).
Основные этапы развития психологии
I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основной метод изучения – наблюдение человека за самим собой.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Наблюдение и изучение того, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Основной метод – эксперимент.
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, процессы и механизмы психики. Развивается со II половины XX века.
Развитие психологии в России. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). Его труды внесли неоценимый вклад в разработку материалистических основ психологии. В 1863 г. выходит в свет его работа “Рефлексы головного мозга”, в которой он рассматривает рефлекс как основной механизм психических явлений. “Все психические явления по сути своей – есть рефлексы”.
Становление отечественной психологии связано с именами трех русских ученых-физиологов: И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, И.П.Павлова, заложивших физиологические основы изучения психики.
Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев. Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912).
Известными учеными, которые внесли огромный вклад в развитие современной отечественной школы психологии, были Л.С. Выготский (культурно-историческая концепция развития), А.Р.Лурия (учение о высших психических функциях), А.Н.Леонтьев (психология деятельности), Д. Н.Узнадзе (психология установки).
В 1936 г постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса” был наложен запрет на дальнейшее развитие отечественной психологии. Психология и психодиагностика надолго исчезли из университетов и лабораторий (до конца 50-х годов).
С конца 60-х г.г. 20 века психология и психотерапия стали возрождаться в нашей стране. Труды отечественных ученых – Б.Г.Ананьева, А.А.Леонтьева, В.М.Мясищева, Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн и многих других стали широко известны как в нашей стране, так и за рубежом. В настоящее время огромное значение имеют прикладные аспекты психогических знаний, которые широко используются в различных областях человеческой деятельности.
Источник: http://studopedia.ru/19_38760_opredelenie-i-istoriya-razvitiya-psihologii-kak-nauki.html
История психологии как наука
Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.11.2010 |
Размер файла | 46,3 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Тема «История психологии как наука»
- Введение: Общее представление о истории психологии
- Вопрос 1. Предмет и методы истории психологии
- Закономерности развития истории психологии
- Эволюция психологического знания
- Системы методов
- Изучение истории психологии
- Современные условия
- Взаимосвязь психологии с другими науками
- Структура современной психологии
- Вопрос 2. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии
- Заключение
- Список литературы
Источник: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635a2bc68a4c43a89421216c37_0.html
- Как разговорить человека? Советы - психология как разговорить человека
- Как влюбить в себя мужчину: психологические приемы - психология мужская как влюбить в себя мужчину
- Психология занимает центральное место согласно классификации наук - признание психологии как самостоятельной науки было связано
- Как узнать,что человек врёт: секреты психологии - психология человека как узнать что человек врет
- Понятие личности в психологии - термин личность в психологии определяется как
- Психология как наука - в каком веке психология появилась как наука
- Как заставить девушку бегать за тобой: 4 эффективных метода - как заставить женщину бегать за тобой психология
- Как ведет себя мужчина-Рак? - если мужчина рак любит по настоящему как он себя ведет психология
- Как свести с ума мужчину - Психология женщины - как свести с ума человека психология
- Возникновение психологии как науки - психология возникла как наука
Добавить комментарий