Тема 1 — факторы определяющие развитие возрастной психологии как науки
06.08.20203. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок –общество» (Ф. Ариес, М. Мид, Э. Эриксон и др.)
Факторы определяющие развитие возрастной психологии как науки
Основные понятия: спорные вопросы теорий развития: природа или воспитание, непрерывность или скачкообразность, организм или механизм.
Природа или воспитание– это краткая формулировка вопроса о том, какие факторы – связанные с наследственностью или связанные с внешней средой – играют определяющую роль в развитии. Отдавая приоритет природе, основной детерминантой развития признается наследственность. С другой стороны, теоретики, которые подчеркивают значение воспитания, рассматривают факторы внешней среды (такие, как поведение матери, теснота жилья, скученность, температура или культурные факторы) в качестве главных элементов, лежащих в основе формирования поведения. Теоретики, признающие приоритет природы, и ученые, считающие основной детерминантой развития воспитание, наблюдая одну и ту же форму поведения, совершенно различно описывают процессы, которые привели к ее развитию. Например, ученый, подчеркивающий значение наследственности и биологических факторов как детерминант поведения, может объяснить то, что дошкольник придумывает себе воображаемых друзей, уровнем развития его мозга и когнитивной незрелостью. Ученый, подчеркивающий значение воспитания, может назвать в качестве причины такого поведения средовые факторы – например изоляцию, недостаток чуткости со стороны родителей или отсутствие братьев и сестер.
Еще одним принципиально важным для исследователей развития является вопрос о том, как происходит этот процесс – непрерывно или скачкообразно. Происходит ли развитие таким образом, что различные формы поведения постепенно наслаиваются друг на друга, накапливаясь количественно? Или же развитие имеет ступенчатый характер, причем каждый его этап отражает появление различных форм поведения, отличающихся друг от друга качественно? Сторонники теорий научения, как мы увидим из этой главы, придерживаются концепции непрерывного развития, в то время как сторонники теорий стадиального развития, такие как Ж. Пиаже и З. Фрейд, считают, что наиболее значимые разрывы в развитии указывают на появление новых способностей или форм поведения.
Вопрос о том, является человек по своей природе организмом или механизмом, – как и два предыдущих, философского происхождения. Сторонники организменного подхода считают людей активными, принимающими полноценное участие в процессе развития. Индивиды взаимодействуют с другими индивидами, участвуют в событиях и в процессе этого изменяются. Они, в свою очередь, также воздействуют на объекты и события и изменяют их. Сторонники организменного подхода, изучающие познание (например, Ж. Пиаже), считают, что в процессе получения информации изменяемся и мы сами. Этот процесс делает нас способными действовать более компетентно при последующих информационных обменах. С позиций механистического подхода люди описываются как существа, пассивно реагирующие на события внешней среды, внутренние влечения или мотивацию. Эту точку зрения наиболее четко выражают бихевиористы, считающие, что поведением людей управляют поощрения или наказания.
План практического занятия
1. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок – предмет» (К. Бюлер, Ст. Холл, В. Штерн, К. Коффка, А. Гезелл и др.).
2. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок –взрослый» (М. Клейн, А. Фрейд, З. Фрейд, А. Валлон и др.).
3. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок –общество» (Ф. Ариес, М. Мид, Э. Эриксон и др.)
План лабораторного занятия
1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.
2. Учебная дискуссия на тему «Спорные вопросы теорий развития»
Источник: http://studopedia.ru/7_60047_tema—faktori-opredelyayushchie-razvitie-vozrastnoy-psihologii-kak-nauki-istoricheskiy-ocherk.html
Предмет истории психологии, его развитие и принципы науки
Донаучный период развития психологии как науки гуманитарной и естественной одновременно, изучающей внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки о личности человека.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.12.2009 |
Размер файла | 35,0 K |
Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Предмет и задачи истории психологии. Принципы историко-психологического анализа. Факторы, определяющие развитие науки. Первые развернутые концепции психического, сформулированные Платоном и Аристотелем. Вклад Гезелла в развитие возрастной психологии.
курс лекций [236,7 K], добавлен 18.01.2013
Становление и развитие психологической науки. Особенности психологии как науки. Общее понятие о психике и психологии. Сознание как высший уровень развития психики. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Бихевиоризм как наука о поведении.
презентация [2,0 M], добавлен 01.12.2014
Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.
курсовая работа [36,2 K], добавлен 28.07.2012
История античной психологии. Развитие психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения, в XVII веке и в эпоху Просвещения. Зарождение психологии как науки; объективные методы изучения поведения, деятельности органов чувств нервной системы.
реферат [55,1 K], добавлен 18.12.2009
Рассмотрение понятия и сущности клинической психологии как науки, изучающей поведенческие особенности людей в ситуациях различных психических заболеваний. Изучение структуры данной науки. Характеристика основных направлений клинической психологии.
курсовая работа [50,5 K], добавлен 22.01.2015
Рассмотрение основных этапов развития психологии как науки. Ознакомление с направлениями развития психологии. Изучение особенностей психики как способности к отражению окружающей действительности. Характеристика сознания и бессознательного человека.
презентация [434,6 K], добавлен 20.09.2015
Взаимодействие психологии и философии, совместное изучение эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира. Союз психологии и истории. Тесная взаимосвязь психологической науки с социологией и педагогикой. Психология и естественные науки.
реферат [31,7 K], добавлен 23.11.2010
Предмет психологии, методология и методы науки. Эволюционное введение в психологию. Изучение проблемы возникновения и развития психики, сознания человека, нейрофизиологических основ психической деятельности, особенностей поведения в социальной среде.
контрольная работа [28,2 K], добавлен 09.10.2014
Особенности возрастной психологии как науки, изучающей закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении жизни человека. Предмет исследования возрастной психологии, ее основные разделы. Главные задачи возрастной психологии.
презентация [284,0 K], добавлен 11.02.2015
Особенности психологии в системе наук. Классификация методов психологического исследования. Основные этапы развития психологической науки. Психические явления и психологические факты. Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психики в филогенезе.
шпаргалка [56,4 K], добавлен 22.09.2010
Источник: http://knowledge.allbest.ru/psychology/c-3c0b65635a2ac68a5c43a89521216d37.html
- 10 советов, как стать уверенной в себе - как стать уверенной в себе женщиной психология
- Как понравиться людям (советы) - как понравиться человеку психология
- Цели и основные задачи психологии как науки; Студопедия - задачи психологии как науки
- Как забыть человека, которого любишь - психология - психология как забыть человека которого любишь
- Как правильно начать жизнь с чистого листа - как начать жизнь с чистого листа психология
- Психология как наука - психология как наука
- Неуверенность в себе, причины и советы психолога, как избавится от заниженной самооценки - как избавиться от неуверенности в себе психология
- Психология: как расположить к себе людей - как расположить к себе человека психология
- Как стать счастливым человеком? Психология - как стать счастливым человеком психология
- Как узнать человека? - психология человека как узнать человека
Добавить комментарий