Персональный сайт — Тест 1 — психология как самостоятельная наука оформилась

10.08.2020

а) С.Л. Рубинштейн,

Психология как самостоятельная наука оформилась

психология как самостоятельная наука оформилась

Тест 1. Предмет и задачи психологии как науки

1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

а) В.И. Вернадского;

б) Б.М. Кедрова;

в) М.В. Ломоносова;

2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

а) И. Гербарт;

3. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале XX в.

4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

в) Аристотелем;

5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

б) с развитием метода интроспекции;

в) с развитием метода наблюдения;

г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».

6. Термин «психология» в научный оборот ввел:

в) Х. Вольф;

7. Психология как наука о сознании возникла:

в) в XVII в.;

8. Психология как наука о поведении возникла:

г) в XX в.

9. Определение психологии как науки о душе было дано:

а) более трех тысяч лет тому назад;

б) более двух тысяч лет тому назад;

10. Первые представления о психике были связаны:

а) с нейропсихизмом;

б) с биопсихизмом;

в) с анимизмом;

г) с панпсихизмом.

11. Определение эмпирической психологии принадлежит:

в) Х. Вольфу;

12. Термин «эмпирическая психология» был введен:

в) в XVIII в.;

13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

б) Дж. Ст. Милль;

14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая;

15. Психическое отражение:

а) является точной копией окружающей действительности;

б) носит избирательный характер;

в) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды;

г) не зависит от условий отражения.

16. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

а) неотъемлемое свойство материи;

б) свойство мозга, отражение объективной реальности;

в) функция мозга;

г) образ бесплотной сущности.

17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

а) отражения объектов экстрапсихической реальности;

б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;

в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;

г) регуляции вегетативных изменений.

18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

в) бихевиоризм;

г) гуманистическая психология.

19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души;

б) психологии сознания;

в) поведенческой психологии;

г) психологии как отражательной деятельности мозга.

20. Психология – это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму;

21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

а) экзопсихикой;

22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

а) к экзопсихике;

б) к эндопсихике;

в) к интропсихике;

г) к интериоризации.

23. Психическим явлением является:

а) нервный импульс;

в) интерес;

24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

а) С.Л. Рубинштейн,

в) П.Я. Гальперин;

26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

г) воображением.

27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

в) темперамента;

28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

в) возрастная;

29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

б) социальная;

30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

б) педологией;

31. Основоположником российской педологии является:

а) А.П. Нечаев;

32. Педология возникла:

а) во второй половине XIX в.;

б) в начале XX в.;

в) в середине XIX в.;

г) на рубеже XIX–XX вв.

33. Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл;

34. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

Источник: http://dvkashirsky.narod.ru/index/0-94

Определение, задачи и принципы психологии как самостоятельной науки

Психология как самостоятельная наука возникла достаточно недавно по меркам истории наук.

Большинство достижений этой науки было за последние 150 лет или около того. Многие говорят, что задатки её можно проследить до Древней Греции, 400-500 лет до нашей эры. Но это было философское направление с Сократом, Платоном, Аристотелем.

Психология как наука не развивалась пока Декарт (1596 – 1650) не написал в 17 веке о ней. Он твердо верил в концепцию сознания, утверждая, что именно оно отделяет людей от животных. Он, однако, верил, что наши тела могут влиять на наше сознание и что начало этих взаимодействий было в шишковидной железе – теперь мы знаем, что это, вероятно, не так!

Из этой влиятельной работы пришли другие важные философии о науке, в том числе работы Спинозы (1632 – 1677) и Лейбница (1646 – 1716). До этого времени не было единой, научной, отдельной дисциплины.

Как трактуется учение

Психология как самостоятельная наука трактуется по-разному, но принято считать, что это учение в первую очередь о психике, а так же о её выражении, возникновении и развитии.
Даже само греческое слово «психология» происходит от греческих «psyche» (душа) и «logos» (какое-либо учение или же наука). Исходя из такого определения считается, что существует отдельный от окружающей среды внутренний мир человека, своеобразная субстанция, которая будет не похожа ни на что другое, но при этом может быть изучена с помощью науки. Действительно, мы друг на друга не похожи и любой из нас имеет свои помыслы, идеи, чувства и эмоции.

Чем занимается?

Обычно учёные разделяют науку психологию на:

1) Процессы психики:

2) Явления психики:

Таким образом, мы можем сказать, что психология – это наука о психических явлениях, процессах, качествах и свойствах.

Этим определением пользуется, например известный советский и российский психолог Р.Немов и другие. Р.Немов написал нормативные учебники российской науки по данному направлению.

Другой знаменитый психолог (а так же психиатр и психоаналитик) считал, что психология это наука о «бессознательном) и о том, как оно влияет на человека. Он ввёл такие термины как Эго и Суперэго, контрастировал Сознательное и Бессознательное, а также положения, принятые в обществе.

Две другие знаменитые школы дают другое определение слову:

1. Бихевиористы – как дисциплину о поступках и нравах человека, что оказало большое влияние на развитие учения и развило такое направление как экстремальная психология.

2. Другая школа, так называемая гештальтпсихология, изучает психологию как науку об одном целостном процессе.

Беря во внимание существование такого большого количества школ, мы не можем дать точного понимания, что является предметом психологии.

Задачи, которая ставит психология как наука:

1. Исследование, освоение, познание психических процессов.
2. Оценка выражения этих психических процессов.
3. Введение изученных процессов и знаний в обычную жизнь и деятельность людей, и помощь им тем, кому она нужна.

Принципы, которым следует психология как наука:

1. Детерминизм. Этот принцип гласит о том, что психика подвергается воздействием извне, со стороны окружающего мира, главным образом от социума. Сознание как таковое появляется только в обществе и не может существовать без него.

2. Принцип единства сознания и деятельности. Главным фактором возникновения сознания у человека – труд. Деятельность определяется сознанием, с помощью сознания человек имеет возможность создавать план своей деятельности, ищет способы реализации и берёт в учёт конечный результат.

3. Принцип преобразование психики с помощью деятельности. Частичный детерминизм, предполагает, что человек появляется на свет с физиологически обусловленными способностями. Но чтобы реализовать их, человек должен прибегнуть к определенной деятельности, иначе они останутся несформированными.

4. Индивидуальный подход. Каждый человек отличается своими заложенными изначально умениями, по своим личностным качествам (характер, навыки и т.д). Подход должен осуществляться с учётом всех этих особенностей каждого человека.

5. Психика должна изучаться с учётом истории развития человечества, истории развития человека в разный период времени.

История и возникновение

Древнегреческий философ Платон утверждал, что существует четкое различие между телом и душой, очень сильно верил во влияние индивидуальных различий на поведение. Считал, что поведение играет ключевую роль в развитии понятия “психическое здоровье”, полагая, что ум нуждается в стимулировании искусством. Аристотель, ученик Платона, твердо верил в мысль, что тело сильно влияет на ум – можно сказать, он был ранним биологическим психологом.

Устав от многолетних спекуляций, теорий и споров, и принимая во внимание призыв Аристотеля к научным исследованиям в поддержку теории, психология как самостоятельная наука начала возрождаться только в конце 1800-х годов.

Немецкий психолог Вильгейм Вундт создал первую лабораторию этого учения в 1879 году где использовались научные методы для исследования поведения.

Классическим движением в психологии, были бихевиористы, которые славились своей зависимостью от контролируемого лабораторного эксперимента и отказом от любых невидимых или подсознательных сил в качестве причин поведения. И позже, когнитивные психологи приняли этот строгий (т. е. осторожный), научный, лабораторный подход.

Когда задают вопрос ” кто является основоположником психологии?” многие люди отвечают “Фрейд”. Вопрос о том, так это или нет, открыт для обсуждения, но если мы спросим, кто является начинателем экспериментальной психологии, мало кто, ответит таким же образом. Откуда взялась современная экспериментальная психология и почему?

Психологии потребовалось много времени, чтобы стать научной дисциплиной, потому что ей нужно было время, чтобы консолидироваться. Понимание поведения, мыслей и чувств сложно для объяснения, почему психология как самостоятельная наука в значительной степени игнорировалась между древнегреческими временами и 16-м веком.

Источник: http://v-nayke.ru/?p=11973

Психология как самостоятельная наука. Положение о единстве сознания и деятельности. Эмпирические методы психологии

Страницы работы

психология как самостоятельная наука оформилась

психология как самостоятельная наука оформилась

психология как самостоятельная наука оформилась

психология как самостоятельная наука оформилась

психология как самостоятельная наука оформилась

Содержание работы

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

для студентов технических специальностей дневной формы обучения

Гомель 2009

Введение

Практикум включает тестовые задания для оценки качества психолого-педагогической подготовки студентов. Являясь частью многих педагогических новаций, тестовые задания позволяют не только получить объективные оценки уровня знаний, умений и навыков, но и выявить пробелы, возникающие при усвоении учебной дисциплины. Задания в тестовой форме могут быть применены для реализации как обучающей, так и контролирующей функции. Практикум может быть использован как для текущего контроля и самоконтроля знаний в течение семестра, так и при подготовке к зачетам и экзаменам.

Тестовые задания охватывают важнейшие вопросы психологии и педагогики и соответствуют образовательному стандарту и учебной программе высшей школы по дисциплине «Основы психологии и педагогики».

В практикуме представлены пятиуровневые (по сложности) тестовые задания. Первый уровень сложности – тесты узнавания типа «Выберите правильный ответ (ответы)», «Установите соответствие» или «Установите последовательность». Эти тесты характеризуют знания студентов на уровне знакомства с учебным материалом. Второй уровень усвоения – воспроизведение по памяти. Эти тесты не имеют вариантов ответа и побуждают к самостоятельному поиску решений на основе усвоенных знаний. Третий уровень – воспроизведение, основанное на понимании и применении знаний в знакомой ситуации. В заданиях данного уровня студенты должны составить развернутые ответы на предлагаемые вопросы. Тесты четвертого уровня предназначены для применения знаний в незнакомой ситуации. Эти задания содержат проблемные вопросы и нетиповые задачи и выявляют самостоятельную позицию студентов. Тестовые задания пятого уровня – на добывание новых знаний – представлены темами для самостоятельной исследовательской работы и предполагают творческую деятельность студентов.

Таким образом, предлагаемые тестовые задания имеют развивающий и познавательный характер. Их целью является развитие систематического процесса усвоения содержания учебной дисциплины.

В практикуме представлена основная литература по курсу для подготовки к заданиям.

Модуль 1 (М-1) Введение в психологию

1. Выберите правильный ответ.

Психология как самостоятельная наука оформилась: а) в V в. до н.э.; в) во второй половине XIX в.; б) в XVII в.; г) в начале XX в.

2. Выберите правильный ответ.

Положение о единстве сознания и деятельности выдвинул: а) С.Л. Рубинштейн; в) Г.А. Ковалев; б) А.Н. Леонтьев; г) Л.С. Выготский.

3. Выберите все правильные ответы.

Эмпирические методы психологии – это: а) тестирование; г) анкетирование; б) наблюдение; д) аутотренинг.

4. Установите соответствие психологических направлений с предметом исследования:

Направления Предмет исследования

1) Бихевиоризм а) Познавательные структуры

2) Гуманистическая психология б) Целостные структуры психики

3) Психоанализ в) Поведение

4) Когнитивная психология г) Личность, индивидуальность 5) Гештальтпсихология д) Бессознательное.

5. Укажите правильную последовательность этапов развития психологии: а) психология – наука о поведении; б) психология – наука о душе; в) психология – наука о психике; г) психология – наука о сознании.

6. Дополните: а) Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется … . б) Современная психология – наука, изучающая … . в) Первую лабораторию экспериментальной психологии открыл … в … году. г) Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, называется … . д) Активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта … .

7. Дайте ответы на следующие вопросы:

а) Назовите эмпирические методы исследования в психологии и дайте им характеристику. б) Перечислите основные задачи психологической науки на современном этапе. в) Назовите основные психологические характеристики сознания.

г) Какова структура деятельности? д) Назовите основные теории, научные школы и концепции психологии.

8. Прокомментируйте представленные ниже высказывания известных мыслителей:

а) Факты – это воздух ученого, но … не будьте рабом фактов. (И.П.Павлов). б) Я предпочитаю довольствоваться тем, за верность чего могу поручиться. (Н. Коперник). в) Человек познает себя только в той мере, в какой он познает мир. (И. Гете). г) Кто хочет достигнуть того, что желает, пусть желает достижимого. (Х. Мануэль).

Источник: http://vunivere.ru/work82797

Выделение психологических знаний в самостоятельную науку (середина XIX века по настоящее время)

Становление психологии как самостоятельной науки

К 70-м годам XIX века развитие науки привело к необходимости объединить разрозненные знания о психике в отдельную дисциплину, отличную от других.

В. М. Вундт (1832—1920) начал заниматься психологией, будучи физиологом (одно время он был ассистентом Г.Гельмгольца). В труде «Основы физиологической психологии» (1873—1874) он объединил накопленные знания в новую дисциплину, дав ей древнее имя — психология, однако, стремясь расстаться с ее прошлым, присоединил к нему эпитет физиологическая.

Большой заслугой Вундта было основание в Лейпциге в 1879 году первой в мире экспериментальной психологической лаборатории, которая стала главным «питомником» первого поколения

психология как самостоятельная наука оформилась

психологов-экспериментаторов. Историки психологии подсчитали, что школу Вундта прошло 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание. Уникальным предметом психологии был признан «непосредственный опыт», главным методом — интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Интроспекция понималась в. м. Вундт как особая процедура, требующая специ-

альной длительной тренировки. От испытуемых требовалось отвлечься от всего внешнего с тем, чтобы найти исходные элементы внутреннего опыта, добраться до первичной «ткани» сознания, которая представлялась состоящей из сенсорных (чувственных) «нитей». Когда возникал вопрос о сложных психических феноменах, где в действие вступали мышление и воля, сразу же обнаруживались недостатки вундтовской программы. Тем не менее, проделанная школой Вундта работа заложила основы экспериментальной психологии.

Американский психолог У. Джеймс (1842—1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, президентом Американской психологической ассоциации (1894—1895). В своих научных исследованиях Джеймс занимался проблемами личности, изучением деятельности головного мозга, развития познавательных процессов и эмоций. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джеймс сделал многое для того, чтобы психология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины и философии. Он положил начало функционалистскому подходу (1881). Функционалисты считали, что роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспособиться к ситуациям, возникающим на протяжении жизни, с помощью выработанных, измененных, новых форм поведения (процесс научения). В своих исследованиях они также использовали метод интроспекции.

психология как самостоятельная наука оформилась

Американский психолог Э. Титченер (1867—1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. В 1892 году он вернулся в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу. В своем четырехтомном труде «Экспериментальная психология» Титченер изложил основные достижения науки с вундтовских позиций (Титченера иногда называют американским Вундтом). Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей в нем считалось изучение структуры сознания безотносительно к тому, как эта структура работает.

Функционалистский и структуралистский подходы в изучении сознания не получили своего дальнейшего развития в современной психологии. На это повлиял ряд причин, в том числе использование субъективного метода исследования и умозрительных представлений о статичности структуры сознания.

Этот период был отмечен важными для развития психологического знания достижениями — первыми экспериментами в области психологии. Немецкий психолог Г. Эббингауз (1850—1909) в книге «О памяти» изложил результаты опытов, проведенных на себе, и вывел математические законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал.

Разработка статистических методов применительно к психологии связана с творчеством кузена Дарвина Ф. Гальтона (1822—1911). Он изучал индивидуальные различия, считая, что они генетически предопределены. В книге «Наследственный гений» (1869) он доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, как он считал, существуют корреляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны. Свои испытания он обозначил словом «тест», которое навсегда вошло в психологический лексикон.

Первый вариант решения задачи диагностики принадлежал французскому психологу А. Вине (1857—191 1). Он начинал с экспериментальных исследований мышления (испытуемыми служили его дочери). Однако вскоре по заданию правительства А. Вине стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает прирожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания А. Вине превратил в тесты, установив шкалу, каждое из делений которой содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» (10). Техника измерения интеллекта позволяла на основе данных психологии решать вопросы обучения, отбора кадров, оценки достижений, профпригодности и другие.

Таким образом, можно констатировать, что во второй половине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку: была определена специфика предмета, разработаны методы исследования, открыты экспериментальные лаборатории, возникли новые отрасли психологии — дифференциальная, детская, зоопсихология и другие.

Источник: http://studref.com/309287/psihologiya/vydelenie_psihologicheskih_znaniy_samostoyatelnuyu_nauku_seredina_veka_nastoyaschee_vremya

психология как самостоятельная наука оформилась

Автор Надежда зубова задал вопрос в разделе Другое

психология как самостоятельная наука оформилась когда? и получил лучший ответ

Ответ от Митрофанушка[гуру]
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений: психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание. В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов: «Психология — это наука о структурах сознания». Это направление назвали структуралистским подходом.
психология как самостоятельная наука оформилась
ссылка

Источник: http://3otveta.ru/psikhologiya-kak-samostoyatelnaya-nauka-oformilas/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *