Возрастная психология как наука, ее предмет и методы исследования — возрастная психология как наука кратко

18.07.2020

Социометрические методики.Схема построения эмпирического исследования:Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.Созревание — важнейший фактор развития. Созревание — психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

Возрастная психология как наука, ее предмет и методы исследования. Теоретическое и практическое значение психологии развития и возрастной психологии

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской). Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Задачи возрастной психологии:

— Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.

— Периодизация психического развития в онтогенезе.

— Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.

— Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.

— Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

— Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.

— Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.

— Возрастная и клиническая диагностика.

— Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.

— Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Связь возрастной психологии с другими науками:

— педагогической психологией и др.

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:

Вспомогательные методы исследований:

— анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);

Сравнительные методы исследования:

— сравнение нормы и патологии;

Социометрические методики.Схема построения эмпирического исследования:Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.Созревание — важнейший фактор развития. Созревание — психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Значение возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами возрастной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи созда­ния «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому». Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста».

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно — образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста). Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов. Изучение преобразования психических процессов.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 4456 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-161491.html

Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

возрастная психология как наука кратко

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

1882 г. В. Прейер написал книгу «Душа ребенка» и с этого момента появилась наука возрастная психология.ВП – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности психического развития и формирования личности на протяжении всей жизни человека.Предметом ВП является возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности на разных этапах развития.ПВ тесно связана с другими отраслями науки: общая психология; педагогика; анатомия и физиология ребенка; история.Главное, что отличает ВП от других наук – акцент на динамике.ВП включает в себя: детскую психологию; юношескую; психологию зрелости; психологию старости.

В каждом возрасте происходят изменения, которые подразделяются на 3 группы:1. эволюционные изменения – накопления количественных и качественных изменений.2. революционные изменения – это глубокие, сильные изменения за короткий срок (кризис).3. ситуационные – происходят тогда, когда происходят конкретные ситуационные изменения.

1. Изучение закономерностей психического развития в онтогенезе.

2. Установление периодов развития и перехода одного к другому.

3. Выделение возрастных особенностей психических процессов.

4. Выделение возрастных особенностей свойств личности.

5. Изучение возрастных возможностей в усвоении ЗУН.

Метод – это способ, при помощи которого собираются научные факты.

К основным методам детской психологии относят: наблюдение; эксперимент; беседу; анализ продуктов детской деятельности.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.Объективность наблюдения складывается при соблюдении 3 условий:1. ребенок не знает, что является объектом изучения.2. наблюдение проводится систематически. 3.обеспечивает объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя.

Различают несколько видов наблюдения: полное, частичное; включенное, не включённое.Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка.Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных.Выделяют несколько видов эксперимента:лабораторный;естественный; констатирующий; формирующий.Наиболее приемлем в работе с дошкольниками естественный. Его достоинство — создавая привычные условия, исследователь активен по отношению к ребенку. Н., взрослый организует игру, выявляя волевые действия дошкольников.Длительность не более 10-20 мин. Прекращается при переутомлении, признаках скуки, нежелании продолжать дальше. Лучше проводить во второй половине дня, когда дети не переутомлены и не перевозбуждены. Беседа включается в эксперимент или используется как самостоятельный метод.

Беседа имеет четко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формируются четко, кратко и точно.

существуют темы вызывающие у ребенка отрицательные переживания, которых он предпочитает не касаться.

Беседа требует особого такта. У ребенка желательно вызвать интерес к теме беседы.Беседу можно проводить в 2 формах:с использованием дополнительного материала (сказки, картинки, рисунки, игрушки); словесный диалог.Чем старше дети, тем больше места занимает словесный диалог.

Особое место в исследовании психики дошкольника занимает метод анализа продуктов детской деятельности (сказки, стихи, рассказы, рисунки, аппликации, песенки, и др.) / от 3 до 7 лет/.

В продуктах деятельности отражается его внутренний мир, мысли, переживания, представления.Богатейший материал дают сказки, сочиненные ребенком. Они позволяют судить о воображении и связной речи, помогают выявить интересы дошкольника, сформированность у него этических, интонаций и моральных суждений, а также образного обобщения.можно сделать вывод, что только комплексное использование различных методов исследования может дать полное, объективное представление о психических особенностях ребенка.

Источник: http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/38-voprosy-i-otvety-po-vozrastnoj-psihologii/855-predmet-zadachi-i-metody-vozrastnoj-psihologii.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *