Карл Иванович в повести; Детство; Толстого: образ, характеристика, описание внешности и характера, портрет учителя — как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главе

18.08.2020

Карл Иванович преподает детям немецкий язык, историю и другие предметы:
«. Карл Иваныч велел мне встать и приготовить тетрадь для писания под диктовку начал диктовать следующее: «Von al-len Lei-den-schaf-ten die grau-samste ist..»
«. потом задал нам урок из истории и сел у окна. «

Карл Иванович в повести «Детство» Толстого: образ, характеристика, описание внешности и характера, портрет учителя

как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главе
Карл Иванович. Повесть «Детство».
Художник К. Клементьева

Старый учитель Карл Иванович (Иваныч) является ярким второстепенным персонажем повести «Детство» Толстого.

Карл Иванович в повести «Детство» Толстого: образ, характеристика, описание внешности и характера, портрет учителя

Карл Иванович — домашний учитель в семье Николеньки:
«. послышался из классной голос Карла Иваныча. «

Полное имя героя — Карл Иванович Мауер:
«. взглянул на надпись. Было написано: «Карлу Ивановичу Мауеру»..»
«. Карл Мауер. «

Карл Иванович — немец. Он родом из Саксонии:
«. говорил о Саксонии. »
«. выпишу родных Карла Иваныча из Саксонии. «

Внешность Карла Ивановича:
«. Его доброе немецкое лицо. »
«. вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. »
«. очки спускались ниже на большом орлином носу, голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались. »
«. Он же, в пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красной вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах. » (домашний наряд)
«. его халат, шапочку и кисточку. »
«. Карл Иваныч снял халат, надел синий фрак с возвышениями и сборками на плечах, оправил перед зеркалом свой галстук и повел нас вниз. »
«. Карл Иваныч, с очками на носу и книгой в руке. »
«. поцеловала его в морщинистый висок. »
«. прикрыл лысину красной шапочкой. »
«. очень знакомый скрип сапогов в официантской. »
«. через час времени меня разбудил тот же скрип сапогов. »
«. держался обеими руками за пышный бант своего галстука и пробовал, свободно ли входит в него и обратно его гладко выбритый подбородок. «

Карл Иванович носит шапочку, чтобы не простудиться:
«. Карл Иваныч, чтобы не простудить своей голой головы, никогда не снимал красной шапочки, но всякий раз, входя в гостиную, спрашивал на это позволения. «

Карл Иванович — добрый человек. Он любит Николеньку и других детей:
«. Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать. »
«. Его доброе немецкое лицо. »
«. знаю его доброе сердце. »
«. наш добрый Карл Иваныч. «

У Карла Ивановича добрый голос. Но на уроках его голос становится строгим:
«. крикнул он добрым немецким голосом, потом подошел ко мне. »
«. Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез. «

Карл Иванович — заботливый, небезразличный человек:
«. участие, с которым он старался угадать причину моих слез. »
«. Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня. «

Карл Иванович — одинокий старик с непростой судьбой:
«. Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. Правду он говорит, что он сирота. И история его жизни какая ужасная! ужасно быть в его положении. »
«. не обижать бедного Карла Иваныча. Он и так очень несчастлив. »
«. о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым. «

Карл Иванович глух на одно ухо:
«. Карл Иваныч был глух на одно ухо, а теперь от шума за роялем вовсе ничего не слыхал. «

У Карла Ивановича больная рука:
«. лайковую перчатку на ней недоставало среднего пальца, отрезанного, должно быть, еще очень давно, Карлом Иванычем для больной руки. «

Карл Иванович — строгий, требовательный учитель:
«. Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло меня до слез. В классной Карл Иваныч был совсем другой человек: он был наставник. «

Карл Иванович иногда наказывает Николеньку и ставит его в угол:
«. Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья. «

Карл Иванович любит читать книги:
«. Карл Иваныч большую часть своего времени проводил за чтением, даже испортил им свое зрение; но, кроме этих книг и «Северной пчелы», он ничего не читал. »
«. с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. «

Карл Иванович любит порядок и аккуратность:
«. подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все это так чинно, аккуратно лежит на своем месте. «

Карл Иванович 12 лет служит учителем в семье Николеньки. Он любит детей как родных:
«. Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед богом, что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. »
«. когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. «

Карл Иванович привык к Николеньке и другим детям:
«. Я беру Карла Иваныча с детьми. Место в бричке есть. Они к нему привыкли, и он к ним, кажется, точно привязан. »
«. я так привык к детям, что не знаю, что буду делать без них. Лучше я без жалованья буду служить вам, — прибавил он. «

Николенька любит Карла Ивановича почти как родного отца:
«. мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга. »
«. с теми любовью и уважением, которые я к нему чувствовал. «

Карл Иванович получает 700 рублей в год:
«. а семьсот рублей в год никакого счета не делают. »

Раньше Карл Иванович работал в семье генерала:
«. говорил о том, как лучше умели ценить его заслуги у какого-то генерала, где он прежде жил. «

Карл Иванович преподает детям немецкий язык, историю и другие предметы:
«. Карл Иваныч велел мне встать и приготовить тетрадь для писания под диктовку начал диктовать следующее: «Von al-len Lei-den-schaf-ten die grau-samste ist..»
«. потом задал нам урок из истории и сел у окна. «

Карл Иванович — славный человек:
«. он славный малый. »
«. он славный старик. «

Карл Иванович не любит льстить и всегда говорит правду:
«. я не льщу и не потакаю во всем, как иные люди. Я привык всегда и перед всеми говорить правду, — сказал он гордо. «

Карл Иванович любит стихи и даже сам сочиняет их:
«. Зная, что Карл Иваныч любил списывать стишки, я стал потихоньку рыться в его бумагах и в числе немецких стихотворений нашел одно русское, принадлежащее, должно быть, собственно его перу. «

У Карла Ивановича красивый круглый почерк:
«. Стихотворение это, написанное красивым круглым почерком на тонком почтовом листе. »

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/karl-ivanovich-detstvo-obraz-harakteristika.html

Как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главе

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 6 класс. Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л.Н. Толстого «Детство»)

как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главе

1 вариант сочинения

Мир глазами ребенка отличается от мира, который видят взрослые люди. Как часто мы слышим от окружающих: «Ты еще маленький», «Повзрослеешь — поймешь», «Это в нем детство играет». Мы живем в своем ритме и на самом деле успеваем увидеть и почувствовать за день гораздо больше, чем взрослые. Поэтому нам так близка быстрая смена эмоций и настроений Николеньки Иртеньева — главного героя провести Л. Н. Толстого «Детство».
Николенька — обыкновенный десятилетний мальчик. Ему свойственна ранимость, но он и отходчив, может быть, чересчур впечатлителен, но тут же старается проанализировать происходящее. Вот почему, разбуженный Карлом Ивановичем, ударившим над его головой по мухе, он сперва очень обижается и находит все в учителе дурным и противным, но после первых же ласковых и добрых слов, обращенных к нему, сердце мальчика наполняется глубоким раскаянием.
Очень отзывчивый на доброе отношение Николенька часто от души жалеет одиночество Карла Ивановича: «Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он один-одинешенек, и никто-то его не приласкает». Ему и невдомек, что взрослые часто устают от детского шума и суеты, и то, что самому Николеньке приносят игры и возня с братьями, Карлу Ивановичу дает минута покоя с любимой книгой в руках.
Я считаю, что Николеньке Иртеньеву повезло с учителем, умеющим тактично и справедливо разрешить детские проблемы, поднять настроение и помочь разобраться с «неразрешимыми» противоречиями.

2 вариант сочинения

Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л. Н. Толстого. Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает — необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.
Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир, он стремится разобраться в поступках окружающих и в себе самом. Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.
Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо. Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек». Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: «Ну, ну, лентяй!» И в душе мальчика уже теснятся новые чувства. «Какой он добрый и как нас любит», — думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать. Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог «не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку». Теперь все это казалось Николеньке «чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты». Расчувствовавшись, мальчик заплакал. А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, «заставляли их течь еще обильнее».
В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света»). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна».
Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались». И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает. ». Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч!» Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя. Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.
Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.

Источник: http://picakin.ru/essay571.php

Как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главе

Лев Николаевич Толстой – создатель повести «Детство». Главным героем в ней выступает Николенька Иртеньев. Автор знакомит читателей с юными годами мальчика, раскрывая личность и мировосприятие персонажа и давая оценку поступкам. Писатель неспроста создал такой трогательный образ. Характеристика персонажа совпадала с его личным складом характера и биографией.

Николенька Иртеньев входит в число любопытных юных героев, таких как Илюша Снегирев, Коля Красоткин и Алеша Пешков.

История создания

Толстой, как и многие писатели, вел дневник. В него граф записывал размышления, мечты, нравственные уроки, которые ему преподносила жизнь. Писатель не всегда был таким, каким помнят читатели. Образ почтенного старца, проповедующего жизнь в мире и любовь к Богу, он обрел после долгих лет размышлений и творчества. Повесть «Детство» опубликованная в 1852 году, стала первым сочинением Толстого.

Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным действующим лицом повести и трилогии, которой она дала начало. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые не раз задавал себе.

как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главеИллюстрация к повести Толстого «Детство»

Николенька – представитель аристократического рода. Ребенку 10 лет. Он граф, и его воспитание соответствует высочайшим стандартам светского общества. Мальчик ищет душевное равновесие и смысл жизни, развивается как личность. Его внутренний мир богат. Он изменился после страшного события, которое постигло семью мальчика.

Повествование ведется от первого лица. Таким образом автор дает возможность понять, что обсуждаемые события были важными для него и взяты из реальной жизни.

Повесть «Детство»

Автор знакомит с главным героем в первых же строках повести. Читатель видит спящего мальчика, за которым неустанно бдит его наставник. Мальчик растет в комфортных условиях. Несмотря на типичную для барчука избалованность и причуды, он проявляет доброту сердца и нежные чувства к окружающим. Повесть знакомит публику с первыми годами жизни Николеньки.

как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главеНиколенька Иртеньев

Мы получаем возможность сформировать представление об условиях, в которых взращивалось новое поколение помещиков и представителей светского общества. Безнравственность и ханжество, пропагандируемые в социуме, очевидны на примере конкретного семейства.

Николенька Иртеньев отнюдь не красив. У него крупноватый нос и пухлые губы, глазки маленькие, а на затылке торчат вихры. Внешность немаловажна для ребенка, поэтому он переживает о недостатках и часто молится богу, чтобы тот послал ему красоту. Неприятные черты отмечают и окружающие ребенка взрослые, даже самый близкий человек, мать. Она же рассказывает о душевной красоте мальчика.

Николеньку отличает вздорный характер, разгорающееся чувство зависти, но паренек нежен и ласков с близкими, совестлив и добр к окружающим. Положительные черты располагают к герою. Он всегда стыдится своих проступков и неверных мыслей. Угрызения совести и раскаяние, настигающие ребенка, становятся для него наказанием. И хочется верить, что мальчик будет стараться вести себя лучше. Перед ним не стоит выбор профессии, но жизненный выбор, который доступен герою каждый день, мальчик делает, опираясь на собственные чувства.

как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главеКарл Иванович

Противоречивость личности главного героя проявляется в его поступках и взаимоотношениях с другими персонажами повести. Ребенок учился дома. Наставник Николеньки Карл Иванович, немец, приехавший пытать счастья в Россию, вызывает у мальчика сочувствие и жалость.

Николеньке хочется жертвовать ради любимого учителя, и он всячески старается проявить свою любовь. Иногда у него случаются срывы, и в такие моменты он злится и бранится на своего старшего друга и педагога, дерзит и проклинает немца за плохую отметку, сложный экзамен или выговор. Мальчика быстро обуревает раскаяние, и он старается повиниться.

Характер Николеньки проявляется и в дружбе с Иленькой Грапом, болезненным и скромным ровесником из несостоятельной семьи. Иленька терпел общение с Иртеньевыми, рассчитывая на последующее покровительство, а барские дети издевались над тихим мальчиком и иногда даже били. Его доводили до слез. Этот грех не один год будет терзать Николеньке душу. Он считал, что должен был вступиться за Иленьку, но ни разу не сделал этого, подначиваемый старшими ребятами.

как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главеНаталья Савишна

Главный герой, хоть и отличается благородными душевными качествами, не может скрыть высокомерия и надменности. Мальчик прекрасно понимает, какой статус предполагается ему, а какое положение занимают Карл Иванович и Наталья Савишна. Этого нельзя было избежать, ведь с младых ногтей ребенок слышал, что он барский сын. Он осознавал, что лучше других благодаря своему происхождению, а значит, достоин уважения. Чувство превосходства в те годы воспитывалось в детях с малолетства, поэтому винить Николеньку в формировании такого сознания нельзя.

Беда приходит в любой дом. Смерть матери стала переломным моментом в жизни ребенка. Его жизнь была не такой сладкой, как казалось. Старший брат издевался, друг, Дмитрий Нехлюдов, не понимал, родители не уделяли необходимого тепла и заботы, и единственный светлый образ в его жизни был приговорен к исчезновению. Николенька не стеснялся матери и очень ее любил.

как меняется отношение николеньки к карлу иванычу в первой главеГлавные герои повести «Детство»

Он часто проводил с ней время, поэтому ее отзывчивость и доброта передались ему. Смерть maman поразила ребенка и нанесла ему глубокую душевную травму. Хотя он плакал по ней, жалея себя, проявляя эгоизм и самолюбие.

Толстой на примере Николеньки Иртеньева показал становление внутреннего мира личности, описал события, оставляющие в душе след и формирующие взгляды на жизнь. Через героя он описывает собственные переживания и путь к той личности, которой он стал на момент написания произведения.

Цитаты

«Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду. »

«. я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я. »

«. Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».

Источник: http://24smi.org/person/6017-nikolenka-irtenev.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *