Метод тестов в психологии; Студопедия — тестирование как метод психологии

10.06.2020

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

Тестирование как метод психологии

Метод – это способ научного познания какой либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. В современной психологии методы исследования условно делят на объективные методы, описательные и методы психологической помощи.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке. (анкетирование , личностные тесты).

Опрос – представляет собой психологическое исследование, основанное на получении от испытуемых необходимой информации. В зависимости от формы контакта исследователя и исследуемых опросы делятся на: интервью – представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы, оно дает возможность получать информацию 2-х типов: во-первых, наблюдать за респондентом, его речью, мимикой, позой, во-вторых, позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий и анкетирование – для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. В зависимости от широты обхвата опрос может быть выборочным или сплошным. (анкетирование, личностные тесты)- / НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Тестирование (психодиагностическая методика) – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий.

Тест – это стандартизированные задания, требующие решения, ответа или описания, направленные на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний, обладающих максимальной информативностью. Предназначен для качественной и количественной оценки изучаемых свойств .

Стандартизированные (единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста) задания позволяют подвергнуть полученные ответы математико-статистической обработке и получить характеристики, отличающие одного человека от других. Полученные результаты с помощью тестов могут сравниваться с результатами-нормами (обычное или средние выполнение теста по выборке: возрастные, умственные,, которые получены при обследовании статистически значимой группы определенного возраста, пола, национальности и т.д.

Тестирование используется при проф. ориентации, изучении уровня усвоения знаний, изучении уровня индивидуального развития. В зависимости от своего предназначения тесты делятся на: тесты достижений ( осуществляют контроль успешности – школьной, профессиональной, спортивной), тесты интеллекта (направленные для выявления умственного потенциала инидивида — iq, шкала Бине-Симона и Стэнфорл-Бине, Векслер,), креативности ( для изучения творческих способностей личности-кружочки, варианты использования той или иной вещи), личностные тесты ( измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения – ценностные ориентации, кеттел, леонгард, русалов, КоммунОргСпос), проективные тесты, т.е. основанные на актуализации переживаний человека с помощью специальных стимулов (незаконченные предложения, свободный рисунок, пятна Роршаха). Тесты должны обладать надежностью и валидностью.

Надежность – один из критериев качества, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше надежность, тем тем относительно свободнее тест от погрешностей измерения. Устойчивость или согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, если изучаемое свойство не меняется. (ретестовая) о, 6 : 0,8 удовлетворительная ретест надёжность.

Валидность – это адекватность интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия и применению результатов тестирования. Действительно ли данный тест измеряет то, что предназначен измерять. Ценность, пригодность теста. Валидность методики всегда определяется по отношению к чему-то конкретно. Одна методика может оказаться валидной для одного свойства, а для другого нет.

Основные виды:

— теоретическая — соответствие данных получаемых с помощью психодиагностической методики теоретическим представлениям о свойстве, изучаемом с помощью данной методики. (16pf — этот тест по отношению к собственной теории структуры личности кеттела валиден, но тот же тест по отношению к Фрейду будет не валиден! Не существует ни одной методики теоретически валидной вообще)

— эмпирическая — соответствие данных, получаемых с помощью теста реальному поведению испытуемых.

— внутренняя — соответствие всех единиц из которых методика состоит, тому свойству, для изучения и оценки которого методика предназначена.

— внешняя — соответствие данных, получаемых с помощью теста, данным других тестов, изучающих это же свойство.

Точность (способность теста с достаточной точностью оценивать количественно изучаемые свойства-определяют по количеству групп на которые можно разделить испытуемых, имея ввиду степень развитости у них психологического свойства)и однозначность (методика считается однозначной, если те признаки, которые в ней используются для изучения или измерения того или иного свойства, однозначно соответствуют этому свойству и не отражают ничего другого кроме него) тестовых психодиагностических методик. Так же не существует абсолютно однозначных.

Источник: http://studopedia.ru/12_99097_metod-eksperimenta-v-psihologii.html

Психология

Метод тестов в психологии

Тест — кратковременное задание, выполнение кото¬рого может служить показателем совершенства некоторых психиче¬ских функций. Задачей тестов является не получение новых научных данных, а испытание, проверка. Тест — более или менее стандартизи¬рованные кратковременные испытания свойств личности. Существу¬ют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, по¬рога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или ин¬тереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест — результат большой предварительной экспериментальной про¬верки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробиро¬ванные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уров¬ню развития того или иного свойства, особенностей и т.п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, на¬правленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применя¬ются в целях отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объ¬яснено целым рядом причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятым для их улучшения, психологи стали значительно лучше понимать сущ¬ность и функционирование интеллекта.

При разработке самых первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты: валидность и надежность.

Валидностъ теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроиз¬водятся с хорошим постоянством у одного и того же человека.

Также, очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация по¬мнет не только четко определить группы лиц, к которым может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получае¬те при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или приме¬нить нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обу¬словливаются преобладающей культурой, то есть теми ценностями, Которые первоначально сложились в западноевропейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое вла¬дение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Источник: http://general.psypublica.ru/7/27.htm

Психологическая диагностика

Определение истоков и изучение развития психодиагностики как научной дисциплины, изучающей психофизические особенности человека. Психологическое тестирование как метод психологической диагностики личности. Диагностика умственного развития и способностей.

РубрикаПсихология
Видучебное пособие
Языкрусский
Дата добавления29.03.2013
Размер файла1,2 M

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

тестирование как метод психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Теоретические аспекты умственного развития младшего школьника. Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников. Диагностика умственного развития младшего школьника. Практические рекомендации по улучшению умственного развития школьника.

курсовая работа [32,6 K], добавлен 01.06.2007

Понятие психодиагностики, методы оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей. Разработка психодиагностической методики. Профессиональная подготовка специалистов в области психологической диагностики.

курсовая работа [24,6 K], добавлен 28.03.2013

История развития, содержание, методы и принципы социально-психологической диагностики. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики. Особенности, классификация и характеристика различных методик психодиагностики личности.

курсовая работа [67,1 K], добавлен 08.05.2011

Ознакомление с основными этическими принципами психолога–диагноста. Методы психодиагностики и их классификация. Раскрытие специфики тестовых методов исследования. Диагностика познавательных процессов, умственного развития и способностей, самооценки.

практическая работа [83,4 K], добавлен 31.12.2014

Психологическая диагностика: способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Виды и роль эмоций в жизни человека. Шкала оценки значимости эмоций. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

контрольная работа [42,4 K], добавлен 09.06.2010

Методы психологической диагностики. Проблема психологической готовности детей к школе. Факторы, которые влияют на неуспешность в будущем школьном обучении. Методы психологической диагностики будущих первоклассников. Профилактика школьной дезадаптации.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 23.03.2014

Психодиагностика как метод психологического исследования. Психологическое тестирование и опрос. Характерологический опросник Леонгарда. Уровень субъективного контроля Дж. Роттера, опросник Р. Кеттела. Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.

курсовая работа [581,8 K], добавлен 22.01.2012

Истоки психологической диагностики, ее основные функции. История возникновения тестирования. Принципы составления тестов, оценка их качества по показателям надежности и валидности. Опросники и проективные методики как способы диагностики личности.

реферат [34,1 K], добавлен 14.12.2010

Психологическая защита личности как предмет научной рефлексии. Психологическая защита и адаптивное поведение. Методы исследования потенциала психологической защиты, развивающего личность. Психологическая поддержка личностного развития студентов.

дипломная работа [190,6 K], добавлен 07.05.2011

Этапы развития психологии как научной дисциплины. Историко-психологический аспект глубинной и вершинной психологии личности. Основные принципы диагностики самосознания. Феноменология и диагностика когнитивных стилей. Общая характеристика психики животных.

шпаргалка [201,1 K], добавлен 30.10.2010

Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/c00251065.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *