Основные этапы развития представлений о предмете психологии; Студопедия — признание психологии как самостоятельной науки было связано с

19.07.2020

Пифагоровским последователем оказалась церковь, чьим направлением стало «Психология-религия» . Ориген(185-253), продолжив мысль Пифагора и Платона, противопоставив душу и тело, положил начало учениям о контроле над своими желаниями и помыслами. А учения Оригена усовершенствовал Иоанн Синаит – автор книги «Лествица», его труд оказал коллосальное влияние на дельнейшее развитие истории контроля человека над своим душевным миром.

Признание психологии как самостоятельной науки было связано с

Психология в Античности

Психология (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) – определение данного термина полностью отражает взгляды на представления об этом предмете в Античное время.

Многие древние философы того времени придавали душе «мировое значение» — именно душа являлась двигательным началом как живой, так и неживой природы.

Функции души, как и её природа, трактовались по-разному: один лагерь философов придавал этому феномену значение материальное, а другой – «отличное от тело, бессмертное»

Первым, кто определил душу как «неуничтожимую субстанцию» стал Пифагор (570 – 500 до н.э.). Разделив понятия «души» и «тела», великий мыслитель стал основателем одного лагеря. За Пифагором последовали такие философы как Анаксагор(462-432 до н.э) и Платон(428-348 до н.э.), развивший гипотезу Пифагора в теории дуализма.Однако развитие столь же важной науки как медицина не могло не сказаться на воззрениях на предмет психологии. Уже в работах Анаксагора мы наблюдаем появление такого термина как «нус» или ум – психологию начинают связывать с физиологией. Основателем второго, «материалистического» лагеря принято считать Аристотеля (384-322 до н.э.) . В работе «О Душе» мыслитель заложил идею о том, что душа неотделима от тела, а следовательно носит уже физиологический характер, являясь частью того самого тела. Теорию о «материальности души» выдвигает так же и Демокрит (ок. 420 до н.э.) «душа состоит из атомов – ровно так же, как и все материальные вещи». Его мысли придерживается и Эпикур (342 – 270 до н.э.), но привносит свои изменения: «Душа, в виде атомов, разнесена по всему телу».

Итак, породив психологию, философия эпохи Античности передала ей вопросы, которые связывали социум и стремительно развивающиеся науки (физику, биологию, медицину), однако чем дальше развивалось общество, тем больше вопросов оно задавало психологии и искало ответы опираясь именно на этот предмет.

Средневековая психология пронизана религией – это явление вполне объяснимо, ведь именно в эту эпоху церковь активно закрепляла свои права на власть.

Мостом из прошлого, соединившим средневековье и античность стали лагеря, вновь разделившие психологию на два разных течения:

Пифагоровским последователем оказалась церковь, чьим направлением стало «Психология-религия» . Ориген(185-253), продолжив мысль Пифагора и Платона, противопоставив душу и тело, положил начало учениям о контроле над своими желаниями и помыслами. А учения Оригена усовершенствовал Иоанн Синаит – автор книги «Лествица», его труд оказал коллосальное влияние на дельнейшее развитие истории контроля человека над своим душевным миром.

Вторым направлением стало «Психология – медицина». Работы восточных медиков (Ибно-Аль-Хасам(965-1038))соединили между собой психологию и физиологию, Нитью, связавшей эти две науки стала оптика. Так же Фомой Аквинским (1225 – 1274) был конкретизирован термин «рефлексия» — как продукт осознания явлений внешнего мира. Положив начало различным учениям и методикам, психология Средневековья определила дальнейший ход своего развития: для решения возникающих вопросов нужны были свои подходы. Именно этой задачей занялась психология Нового времени.

Психология Нового времени.

Психология Нового времени обрела статус самостоятельной науки. И первым предметом её изучения стало сознание.

Структурализм стал первой школой по изучению сознания – его основателями стали Вильгельм Вундт(1832 – 1920) и Эдвард Б. Титченер (1867 – 1927) – работы ученых посвящались экспериментальному изучению сознания.

Функционализм: Вильям Джеймс (1842-1910) стал следующей школой изучения сознания. Данное направление психологии сделало основным предметом исследования вопрос посредством каких психических функций и как индивид приспосабливается к изменчивой среде, а также поиск способов повышения эффективности такого приспособления.

Параллельно психологии продолжали свое развитие и другие науки. Революционное преобразование физики привело к зарождению гештальтпсихологии( — основанное на изучении особенностей восприятия и гештальта, интеллектуального явления «инсайта».

Психоанализ З.Фрейда () изучал неосознаваемые процессы. Изучением поведения занялось такое направление психологии как Бихевиоризм (Э.Л.Тордайк,И.Павлов) Культура, немало влиявшая на психику, образовала еще одну школу – культурно – историческую психологию (Э.Дюркгейм)

Созданием модели идеальной личности занялись ученые гуманистической психологии (А. Маслоу, В. Франкл), а моделей познавательных процессов – ученые направления когнитивной психологии (Дж. Миллер,У.Найсер)

Источник: http://studopedia.ru/10_207662_osnovnie-etapi-razvitiya-predstavleniy-o-predmete-psihologii.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *