Структура психологии — структура психологии как науки

20.07.2020

Возрастная психология исследует онтогенез психического развития, закономерности смены одного периода развития человека другим, основы возрастной периодизации, качества личности, обусловленные возрастом, резервы развития в том или ином возрасте. Внутри данной отрасли существуют такие подразделения, как детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология.

Структура психологии

В соответствии с классификацией философа Б. М. Кедрова психология образно локализуется в центре треугольника, вершинами которого являются философские, социальные и естественные науки. Такое серединное положение психологии объясняется тем, что в:

«центре внимания психологов всегда остается человек — главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика».

структура психологии как науки

Несмотря на то что психология относится к числу молодых наук, сегодня она имеет обширный комплекс научных дисциплин в своей структуре, десятки из которых преподаются в высшей школе (и не только в высшей) в качестве учебных предметов. Не претендуя на исчерпывающий анализ, дадим краткую характеристику некоторым из дисциплин включенным в структуру психологии. В связи с логикой развития психики укажем сначала на сравнительную психологию как отрасль, имеющую в качестве своего предмета филогенез психической жизни, т.е. развитие психики в животном мире, сопоставление стадий, уровней этого развития с психической организацией человека. К числу ветвей рассматриваемой отрасли относятся палеопсихология — психология ископаемых животных, зоопсихология и антропогенетическая психология, с некоторыми положениями которых мы познакомились в первой главе.

Психология труда занята психологическими аспектами трудовой деятельности, организации труда, вопросами профессиональной подготовки. Внутри этой отрасли выделяется инженерная психология, разрабатывающая проблемы согласования характеристик человека-оператора и машины. Заглянув в кабину современного самолета и приняв во внимание, что многочисленные приборы и другие средства управления не размещены случайно, можно в первом приближении представить себе значение данной науки. Отметим также авиационную психологию, основным предметом которой являются особенности поведения и деятельности человека в условиях полета, и космическую психологию, исследующую состояния и активность человека в условиях невесомости, сенсорной изоляции и пространственной дезориентации.

В структуре психологии выделяют также социальную психологию, которая имеет своим предметом психические явления, существующие во взаимодействии людей, психологические особенности групп, как больших (общественно-экономические классы, нации, политические партии, профессиональные объединения), так и малых (школьный класс, студенческая группа, экипаж, приятельская компания). Данная психология изучает особенности людей, обусловленные их принадлежностью к той или иной группе, общественные настроения, межличностные отношения и психологический климат в группах, психологическую совместимость между людьми, восприятие и понимание человека человеком и др.

Дифференциальная психология концентрирует свое внимание на индивидуально-типологических различиях между людьми, на их особенностях, на человеческой индивидуальности. Особое значение здесь приобретают понятия, помогающие объяснить указанные различия, — это «темперамент», «характер», «способности», «профессиональные склонности», «стиль деятельности» и др. Достижения этой отрасли знаний востребованы практикой обучения, воспитания, лечения, профориентации и др.

Возрастная психология исследует онтогенез психического развития, закономерности смены одного периода развития человека другим, основы возрастной периодизации, качества личности, обусловленные возрастом, резервы развития в том или ином возрасте. Внутри данной отрасли существуют такие подразделения, как детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология.

Педагогическая психология — одна из наиболее развитых отраслей в структуре психологии. Она концентрирует внимание на психологических закономерностях усвоения людьми общественно-исторического опыта — научного, производственного, нравственного, художественного и т. д. К числу ее основных ветвей относят психологию обучения, которая исследует проблемы качественного усвоения учащимися знаний и умений, развития их мышления, мотивации учения, культивирования совместных форм учебной деятельности, психологию воспитания, т.е. становления личности в условиях учебно-воспитательного процесса, развития общественно ценных качеств личности, а также психологию педагогической деятельности, изучающую ее структуру и развитие, стиль, уровни и др.

Психология аномального развития включает в свою структуру патопсихологию, исследующую отклонения психической активности при различных видах мозговой патологии, олигофренопсихологию, сосредоточенную на психическом развитии, связанном с врожденными дефектами мозга, тифлопсихологию, изучающую психику человека с полностью или частично нарушенным зрением, сурдо-психологию, исследующую развитие психики человека с аналогичными нарушениями слуха.

Существует немалое количество прикладных отраслей психологической науки, сопряженных с теми или иными видами деятельности: медицинская психология, психология спорта, психология торговли, политическая психология, юридическая психология, военная психология и др. Есть междисциплинарные отрасли: психофизиология, психогенетика, психолингвистика и др.

Однако пока мы ничего не сказали об общей психологии. Это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития психики, о принципах, методологии и методах исследования психических явлений, о содержании основных понятий психологической науки. Общая психология постепенно становится все более целостным знанием, сближаясь с представлением о теоретической психологии. Человек, профессионально приобщающийся к психологии, должен сначала освоить понятийный аппарат общей психологии и уже затем восходить к профессионально значимым формам психологического знания.

Структура психологии не должна восприниматься как нечто раз и навсегда данное, ибо психологическая наука развивается в двух основных направлениях — дифференциации и интеграции. Дифференциация порождает все новые ответвления психологической науки. Ее результаты мы фактически уже проиллюстрировали. Процесс же интеграции имеет различные проявления. Есть отрасли с различными предметами исследования, которые тем не менее «друг без друга жить не могут». Один из ярких примеров — возрастная и педагогическая психология. То, что педагогическая психология не может развиваться без учета данных возрастной психологии, кажется понятным. Ведь нельзя развивать мышление дошкольника и старшеклассника одними и теми же способами. Но и возрастная психология имеет дело с человеком, от рождения включенным в ту или иную педагогическую систему. Более того, эти две отрасли имеют общие проблемы, например проблему соотношения обучения и умственного развития, которую трудно однозначно отнести к одной из них. Тут интеграция проявляется как взаимная обусловленность и взаимопроникновение отраслей.

Еще ярче процесс интеграции структуры психологии проявляется в формировании новых отраслей психологии на стыке традиционных. Так, на первый взгляд космическая и социальная психологии далеко отстоят друг от друга. Однако факт, что космические полеты стали не только продолжительными, но и групповыми, вызвал необходимость в интеграции этих отраслей. И теперь можно говорить о социальной космической психологии как особой области знаний. Развитие психологического знания идет не только по отраслям, но и по значимым для людей проблемам, что, по-видимому, может рассматриваться как главная причина процесса интеграции.

Источник: http://psyera.ru/5114/struktura-psihologii

Определение психологии как науки (предмет, задачи, структура). Место психологии в системе наук.

Вопросы к экзамену по общей психологии

Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Психологию можно определить как науку о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология-это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Это изучение, исследование души-знание о более возвышенном и удивительном. В психологию как бы вливаются объект и субъект познания.Предметом и задачами психологии являются психически управляемая деятельность. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности.

Задачи:Задачами психологии является исследовании психики, человека, его души, мышления. Исследование высокоорганизованной материи (мозга).

структура психологии как наукиСтруктура

Структура психики: психические процессы; сознательная деятельность; бессознательная деятельность.

• Психические процессы-динамическое отражение действий в различных формах психических явлений. Это течение психических явлений, имеющее начало, развитие и конец. Проявляется в виде реакции. Псих.процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражительностью нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все псих.процессы подразделяются на познавательные- к ним относятся ощущение и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоционально-активные и пассивные переживания и т.д. Процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения к деятельности человека.

• Бессознательная деятельность: сны, фантазии, интуиция, потребности(состояние нужды), эмоции, чувства, невратизмы, ошибки, автоматизмы.

• Сознательная деятельность: желания, объективная деятельность, субъективная деятельность.

[объективная] – позиция со стороны наблюдателя; можем отражать объект;

[субъективная] – личное, не воспринимаемое обществом.

Надо пояснить, что термины «сознательное» и «бессознательное» могут иметь различные значения. В одном случае они характеризуют субъективное состояние человека; это значение терминов называется функциональным. Сознательным является индивид, осознающий тот или иной происходящий в нем психический процесс, т. е. отдающий себе отчет в своих чувствах, помыслах, идеях, и т. д. Напротив, бессознательным в этом смысле называется состояние, при котором человек не отдает себе отчета в каких-либо происходящих в нем психических процессах, в том числе сенсорных. Индивид, осознающий то или иное чувство, является по отношению к этому чувству сознательным. Если же индивид не осознает какое-либо чувство, он является по отношению к нему личностью бессознательной. Необходимо иметь в виду, что термин «бессознательное» определяет лишь неосознанность каких-либо чувств, желаний, страхов и т. д., а вовсе не их отсутствие.

Термины «сознательное» и «бессознательное» имеют, помимо функционального, еще одно значение. В данном случае речь ведется о принципе определенного размещения сознательного и бессознательного в человеческой психике и их смысловом наполнении. В подобной трактовке «сознательное» и «бессознательное» представляют собой две различные части личности индивида, каждая из которых имеет свое особое содержание. По Фрейду, бессознательное представляет собой хранилище всего иррационального. Со своей стороны, Юнг рассматривает бессознательное как глубочайшую кладовую мудрости, а сознательному отводит роль вместилища человеческого интеллекта. Бессознательное вбирает в себя все, что неспособно разместиться в высших уровнях человеческой психики. Это можно сравнить с подвалом дома, куда отправляются вещи, которым не нашлось места на жилых этажах. «Подвал», во фрейдовском понимании, заключает в себе человеческие пороки, для Юнга же он является в первую очередь кладезем человеческой мудрости.

Место:Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но наиболее тесные с философией. Психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией и, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками.

что может дать психология другим наукам?

Ответ Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития». «С одной стороны, психология зависит от всех других наук. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии».

Источник: http://megalektsii.ru/s31989t2.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *